Банды Нью-Йорка (США, Германия, Англия, Нидерланды, Италия, 2002)
В 1863 году Нью-Йорк представляет собой город контрастов, где в жестоких трущобах господствует закон силы. Здесь вражда и насилие – привычное дело, а выживает лишь тот, кто способен защитить себя любыми средствами. В одном из таких беспощадных сражений, под предводительством жестокого лидера по прозвищу "Мясник Билл", погибает Вэллон – главарь ирландской банды. Его сын - Амстердам, ещё ребёнком попадает в исправительное учреждение, где его ненависть к убийце отца только усиливается. Спустя годы, под чужим именем, он возвращается на улицы Нью-Йорка, которые теперь контролирует "Мясник". Амстердам, движимый жаждой мести, готовится свершить возмездие и восстановить справедливость. Фильм захватывает зрителя своей мрачной атмосферой, яркими персонажами и напряжённым сюжетом. Он переносит нас в эпоху, когда выживание зависело от умения противостоять самым жестоким противникам, а борьба за власть и честь была неотъемлемой частью жизни каждого, кто осмеливался выйти на улицы этого беспощадного города.
Некоторые отмечают, что картина чрезмерно растянута и перегружена ненужными эпизодами. По определению, это не есть good. Я сама частенько пеняла это многим лентам. Однако «Банды-Нью-Йорка», пожалуй, единственный фильм, в котором излишняя подробность – не недостаток, а преимущество.
Мартин не просто рассказывал историю я-ля Гамлет с небольшими отклонениями от великого Барда, он живописал эпоху. На переднем плане была тройка вынесенных на обложку DVD-диска героев, а на заднем плане – отдельная повесть, где персонажем была толпа, безликая, бурлящая, борющаяся за выживание.
Точно также, как писатель Дойтерман в своей «Клоаке» воспроизводил историю Нью-Йорка того времени, Скорсезе рисовал покрытое шрамами, искаженное лицо города, воскрешал период времени, выстраивая в идеально ровную линии приметы и фрагменты. А уж потом на этом фоне разворачивал действо: сын, мстящий за отца. Внимание на центровых персонажах не заострялось – то и дело были отступления (о партии Твида, о пожарах, о призывниках и т.п.). Согласна, охватить все это целиком сложновато, но, Господи, как же это интересно! Трудолюбие, скрупулезность и дотошность Скорсезе достойны уважения.
Сразу чувствуется твердая режиссерская рука мастера – «вступление» в виде жестокой уличной драки в формате видеоклипа «U-2» (неописуемой красоты пролог с великолепным аудио-рядом), это вершина всей картины, потом она стремится к убыванию. Но эта битва словно приглашает нас в район Пяти улиц, предупреждая: «Если для вас это слишком жестоко, оставайтесь, не ходите. Здесь люди теряют человеческий облик, они становятся зверьми».
Ди Каприо сыграл нормально (не хорошо, не плохо, а нормально), Кэм Диаз удачно вписалась, но оба они отыграли второстепенные роли. Главная роль там была одна – роль Дэниела Дэй-Льюиса; с начала и до конца его Билл Каттинг, мясник, был центровой фигурой, вокруг которой наматывался сюжет.
Личность настолько яркая, цельная, мощная, что заполняла собой каждый кадр, не позволяя другим доминировать ни секунды. Личность сложная, неоднозначная, он – хищник, он – охотник, олицетворение силы и власти, которого нельзя оценивать стандартными категориями: «Плохой/хороший», «добрый/злой». С равным успехом его можно как осудить, так и оправдать, и я, признаться, подпала под своеобразное обаяние этого примитивного, жестокого человека, «прорезавшего» себе дорогу в жизни.
Он – лидер, он – воин, он – тот, кто сделал то, чего не сумели другие – взял за горло и подчинил себе район Пяти улиц, пристанище воров и проституток. А чтобы обложить данью и согнуть таких людей, нужно быть еще ужасней, чем они. Чудовище? Да. Но пробуждает ли он ненависть? Нет. Священника Валонда он победил в честном бою, и ничего особо подлого не сделал. Да, он представитель «организованной преступности» в самом чистом, зарождавшемся виде, но разве это делает его злодеем?
Маэстро Мартин – спец по гангстерским сагам, и в 99% мы любим его мафиози, так что сам он, думается, благоволил к Каттингу, намеренно возводя его на трон Короля. А фоне короля все поневоле выглядят мелкими, включая Амстердама и Дженни. Присутствие в картине «старой гвардии» - Брэндон Глисон, Джим Бродбент, великолепные Бен Кингсли и Лиам Нисон еще сильнее задвигают «молодняк» на обочину.
Итог: Тот факт, то «Бандам Нью-Йорка» не дали «Оскар» за лучший фильм» - это преступление против человечества. Скорсезе и Дэй-Льюис взяли на себя титанический труд, и справились на «отлично».
10 из 10