Битва на рельсах / Война на рельсах (Франция, 1946)
Битва на рельсах (1946) — французский военный фильм режиссёра Рене Клемана.
Фильм рассказывает о борьбе французских железнодорожников против нацистских оккупантов в годы Второй мировой войны. В картине отсутствует сквозной сюжет. Она состоит из эпизодов, составляющих своеобразную мозаику Сопротивления и связанных между собой логикой исторических событий. Первый эпизод посвящен рассказу про саботаж на железной дороге в начальный период войны, который заканчивается трагической сценой расстрела железнодорожников. Второй (в сценарии «Бронированный поезд») повествует об ответе французских патриотов на нацистский террор, когда была подготовлена и проведена серия подрывов немецких поездов. Заключительная часть фильма состоит из освобождения Франции и первых дней мирной жизни (название эпизода «Первый поезд свободы»).
Фильм "Битва на рельсах" (1946) смотреть онлайн бесплатно:
Альтернативный источник фильма "Война на рельсах" (1946) в хорошем качестве:
Битва на рельсах
«Битва на рельсах» (1946) — дебют Клемана в полнометражном кино, который интересно сравнить дебютом Клузо: если второй еще находится в тисках павильонных съемок, отдающих нафталином интерьеров, то первый, уподобляясь Росселлини, выходит на улицы, работая в манере полудокументальной реконструкции реальных событий. Если замысел Клузо стеснен однообразным переигрыванием актеров, то Клеман дает полную свободу существованию участникам Сопротивления.
Естественность поведения исполнителей в «Битве на рельсах» поражает даже искушенного зрителя, отлаженность их движений можно уподобить пластической хореографии брессоновских персонажей. При отсутствии каких бы то ни было характеров у безымянных персонажей, при минимуме реплик внимание режиссера сосредоточено на действиях, совершаемых без особого шума и пафоса.
Детальное, скрупулезное воссоздание диверсий на железных дорогах поначалу кажется излишним, но впоследствии за счет мастерского, почти эйзенштейновского в своей выразительности монтажа коротких планов Клеману удается сформировать подлинное драматическое напряжение, все нарастающее к финалу. Содержательно фильм исчерпывается этим внимательным документированием диверсий, но за счет режиссуры и монтажа высекается искра трагизма в описании событий военного времени (например, в сцене расстрела железнодорожников).
Живая фактура лиц участников Сопротивления, запечатленная на крупных планах, передает будничность, повседневность в их ежедневном героическом подвиге. Их лица не патетически одухотворены, скорее озабочены рискованными предприятиями. При минимуме бюджетных средств режиссеру удалось вполне в духе Росселлини воссоздать сцены боев и даже схождение с рельс реального поезда.
Как и картины Росселлини, лента Клемана представляет собой фрагментированное повествование, лишенное единой сюжетной линии, однако, эта сегментированность — скорее достоинство, чем недостаток, ибо позволяет увидеть войну как череду повседневных подвигов на пути к победе.
При полном отсутствии традиционно понимаемого содержания (характеров, ситуаций, их раскрывающих, драматургически обусловленных диалогов) картина Клемана выглядит невероятно свежо, своеобразной документальной реконструкцией, выполненной рукой настоящего художника, хорошо владеющего монтажом и способного программировать зрительские реакции. Для дебютанта Клеман демонстрирует хорошее владение профессией, знание ее законов и механизмов зрительского восприятия.
«Битва на рельсах» — плодотворное усвоение французским кинематографом художественных и концептуальных принципов итальянского неореализма, манифестирующего свою эстетическую актуальность даже в эпоху коммерческих подделок и подмен.