Битва за Алжир (Италия, Алжир, 1966) — Смотреть фильм онлайн
В центре фильма "Битва за Алжир" (1966) — события алжирской борьбы за независимость в промежутке между 1954 и 1960 гг., пропущенные через воспоминания находящегося под арестом главного героя.
Фильм "Битва за Алжир" (1966) смотреть онлайн бесплатно в хорошем HD 720 - 1080 качестве:
Альтернативный источник фильма "Битва за Алжир" (1966):
Реальная кинохроника?
Как бы ни был разнообразен, неограничен кинематограф, иногда удаётся случиться новому и уникальному событию (фильму). Касательно военной тематики, ни Спилбергу с его великим 'Списком Шиндлера', ни Роману Поланскому, снявшему драматичную судьбу Владислава Шпильмана, ни Элему Климову - режиссёру 'Иди и смотри', - однозначно, самой страшной картины-представителя жанра не удалось полностью реализовать перенос эпохи на экраны. Да и вообще, такую сложную задачу решали немногие. И одним из тех немногих самородков был итальянец Джилло Понтекорво, в 1966 году экранизировавший события алжирской борьбы за независимость, коротко - 'Битву за Алжир'. Из всего военного кино именно эта двухчасовая лента выделяется искусным подходом к съёмкам и самым точным, безэмоциональным повествованием. Причём сходу так и не скажешь перед просмотром, что увидишь необычное. Ну да, чёрно-белый стиль уже не казался модным, но ещё не сошёл полностью и помаленьку ковыляет до наших дней. И война отнюдь не привлекательная тема для просмотра фильма, что, в первую очередь, является досугом. Нет. Гениальность этого фильма чувствуется только с просмотром.
Само название ленты - 'Битва за Алжир' - как бы намекает зрителю, что ему предстоит увидеть. Если раньше фильмы назывались в честь человека, произведения или как-то живописно, даже романтично ('Летят журавли', 'Касабланка'), то киноэпопея Понтекорво сталкивает с чем-то неопределённым. Что нам предстоит увидеть? Что за битва? Это сказ о событии времен Второй Мировой войны? Так вот, фильм повествует не о войне в прямом понимании слова, а о гражданском восстании против французских колонизаторов. В центре показана история повстанцев - эдаких героев событий, на деле - убийц, террористов и вандалов. Радикальными методами, медленно, но верно они творят революцию и стремятся к свободе. С другой стороны, вполне себе мирными и призванными защитить свои интересы, выставлены французы. Их 'быт' тоже демонстрируется на обывательском уровне, без лишней мишуры, что вышло достаточно правильно и приятно. Но всё-таки освободителям уделено больше времени, ведь они - настоящие участники истории. Мы видим их бытие и 'рабочие будни' более подробно. Тут и рассказ истории с начала войны, подробное планирование будущих событий. Смотря за ними, восторга не испытываешь, ведь перед тобой - убийцы, будь то взрослый мужчина, ребёнок или женщина. Что парадоксально, и презрения к ним не чувствуешь, так как они - люди, бьющиеся за великую цель, и через много лет их будут считать национальными героями.
Вообще, сдержанной выглядит вся картина, с первой до последней минуты. Ничто не выводит тебя на эмоции. Ни слёз, ни гордости, ни грусти, ничего другого 'Битва за Алжир' не вызывает. Вызывает она только восхищение, которое и относится к фильму в целом. И на таком фоне нет повода лишний раз отвлечься или заскучать, из-за чего картина смотрится несложно. И тут-то Джилло Понтекорво раскрывает карты, идя ва-банк, подавая нам нашпигованную документалкой художественную киноленту! И ведь так подразумевалось изначально. Итальянский режиссёр собрал плеяду непрофессиональных актёров, среди которых настоящий участник событий алжирской борьбы за независимость, звали которого Саади Ясеф. У этих новичков нет пафосных приёмов в репертуаре и нет даже намёка на славу, что заставляет играть их так, будто всё происходит на самом деле (не удивлюсь, если и заработок их был весьма символичен). Также удалось заставить играть и массовку, и эпизодических персонажей, которых много и появляются они максимум на 1-2-3 сцены. Никто не боялся ни камер, ни требующих глаз режиссёра. Операторская работа также достойна похвалы. Разносторонняя, разноракурсная съёмка со всех возможных планов: из толпы, с горизонта, с высоты, вблизи героев, в роте солдат даёт вторичное ощущение реальности, как бы случайно засвидетельствованной и занесённой в хронику. Временами менялась и насыщенность чёрно-белой плёнки, отчего рассудок окончательно мутился - а не действительно ли военную кинохронику нам показывают под таким надёжным тыловым прикрытием? И контрольный в голову осуществляет Эннио Морриконе - автор саундтрека. Ему удалось записать короткие музыкальные темы под экранные события с применением военного оркестра, ритмично бьющего в барабаны и гармонично играющего на духовых инструментах, и отдельно со струнными, передающими атмосферу Алжира, арабской культуры. Порой затянутые, порой динамично-плещущие ударной музыкой фрагменты вливаются в картину, как нож в масло, делая её на 80 процентов документальной.
Намёки на художественную часть всё-таки были, ведь нельзя уходить от темы. Но отражались они, в основном, при съёмке основных персонажей - Али Ла Пуанта, Джафара, девушек, да и тех не всегда. Тут сказывается присутствие единственного относительно-известного актёра - Жана Мартена, сыгравшего командующего французскими войсками. Он, конечно, выглядел слишком круто и красиво, становясь своеобразным белым голубем средь серой своры прочих действующих лиц. Только вот переигрывал он, а не неизвестная диаспора актёров.
И смысл 'Битвы за Алжир', по замыслу авторов, вовсе не показ эпических событий. Он тоже ближе к художественной части, поскольку имеет прямой посыл к человечеству о боли и ненужности войны, в которой одни насильно удерживают власть с помощью угроз, казней и пыток, а другие насильно пытаются эту власть свергнуть, устраивая теракты, где гибнут ни в чём не повинные люди. К слову, повстанцы победили, о чём в фильме упоминается, но не показывается. Но какой ценой они добились этого? Это сейчас легко сказать, что они - герои, но кто тогдашнему государству Алжир стал воистину героем? И есть ли герои на такой войне? Ответить на этот вопрос сможет каждый для себя, посмотрев данную киноленту.
Документальная, но художественная картина. Такое действительно возможно, что вызывает восторг и уважение к Джилло Понтекорво, для которого этот фильм стал единственным значимым для мирового кинематографа событием. Однако значимость его недооценить невозможно: награда в Венеции, номинации на 'Оскар', оценка 95 на Metacritic, восторженные отзывы культовых режиссёров, в том числе и снимавших военные драмы, но так и не достигших тех эталонов и идеалов, что присутствует в 'Битве за Алжир'. В этой ленте - самый точный эпос, показ истории.
10 из 10