Чужестранец (США, 1946)
Действие фильма "Чужестранец" происходит после Второй мировой войны. Уилсон, федеральный агент, получает задание найти Франца Киндлера, одного из организаторов геноцида еврейского народа. Следы приводят его в сонный университетский городок Хартфорд в штате Коннектикут, где, как он подозревает, под именем профессора Чарлза Рэнкина скрывается Киндлер.
Фильм "Чужестранец" (1946) смотреть онлайн бесплатно в хорошем качестве:
Что скрывает ложь
«Чужестранец» Орсона Уэллса – это первоклассный фильм-нуар, который я по-настоящему смог оценить только при втором просмотре. В блестящем сценарии этого фильма нет ни одной случайной детали или лишней реплики. И, зная все перипетии, которые произойдут с героями, легче понять подтекст, заложенный в каждой сцене. Этот фильм заслужил мою высокую оценку за сюжет, за живописность каждого персонажа, за великолепную режиссерскую и операторскую работу.
События в фильме развиваются в 1946 году. Основу сюжета составляет одно из многих расследований Комиссии по военным преступлениям, которая занималась поимкой высокопоставленных нацистов и анализом их причастности к ужасам войны. Комиссия ищет Франца Киндлера, обосновавшего применение геноцида на завоеванных территориях. Следователи отпускают на волю единственного человека, который может его опознать, Майнике (Константин Шэйн). Майнике под вымышленным именем приезжает в городок Харпер, штат Коннектикут, а за ним следом приезжает следователь Уилсон (Эдвард Дж. Робинсон).
В Харпере Майнике встречается с местным школьным учителем Чарльзом Рэнкином (Орсон Уэллс), которого он называет «Франц». Майнике умоляет признать «школьного учителя» свои грехи перед Богом, но Рэнкин/Франц душит его и закапывает тело. Мистер Уилсон, потерявший из виду Майнике, выясняет, кто приехал в этот город за последний год. Довольно скоро в числе подозреваемых остается только мистер Рэнкин. Очень скоро Рэнкин начинает догадываться, что «скупщик антиквариата» Уилсон – тот самый человек, который следил за Майнике. Так, уже в первой трети фильма протагонист и антагонист понимают истинные стремления друг друга.
В этом фильме присутствуют все элементы фильма-нуар. Это и герой с темным прошлым, и одинокий следователь (поскольку Уилсон скрывает свою настоящую должность от жителей Харпера, ему приходится действовать в одиночку, не привлекая внимания). Есть в этом фильме и роковая женщина, воплощенная в образе молодой жены миссис Мэри Рэнкин (Лоретта Янг). Мэри большую часть фильма предстает перед зрителем верной супругой, среднестатистической американкой, далекой от трагедий Большого мира. Но ее случайная встреча с Майнике стала точкой невозврата, после которой Чарльзу было все сложнее скрывать свое истинное лицо. Чарльз, Мэри и Уилсон – это три точки, противостояние между которыми постоянно меняет вектор и силу. И если большую часть фильма между героями происходит скрытая борьба, то в кульминации фильма только смерть противника может стать окончательной развязкой.
Еще один обязательный элемент фильма-нуар – это игра света и тени. Каждый кадр в этом фильме – произведение искусства. Тени являются символами. Так, длинная тень Чарльза в начале фильма скрывает Мэри от света, от правды. В свою очередь, «выросшая» в конце фильма тень Мэри, упавшая на стену, символизирует непонимание Чарльзом изменений, произошедших в душе его жены. Не только люди и детали интерьера создают причудливые тени, но даже природа. Поскольку события в фильме разворачиваются поздней осенью, то в сцене разговора между Рэнкином и Майнике оголенные ветви деревьев создают причудливую бесконечную паутину тени на земле.
Символы – это основа фильма «Чужестранец». Есть простые символы: старинные башенные часы города Харпер не идут уже многие годы. Это указывает на то, что жители Новой Англии застряли в прошлом, где нет ужасов Второй Мировой войны. Только часовщик-любитель Рэнкин запустил часовой механизм и заставил жителей встрепенуться. Долго ли жители Харпера будут переживать из-за увиденного? Маловероятно, даже последняя реплика в фильме, «приятных снов», намекает, что провинциалы вновь погрузятся в безмятежную дремоту.
Невероятно, но ложь в этом фильме является основным двигателем истории. Все начинается с хитрости: военного преступника Майнике отпускают на свободу. Майнике по поддельным документам приезжает в США, где обманом выведывает месторасположение Рэнкина. Рэнкин совершает убийство, что увеличивает клубок лжи. Еще невероятнее, что правда приносит едва ли не больший ущерб: она калечит душу милой девушки, из-за стремления к правде жизнь ключевых героев оказывается под угрозой, из-за поиска правды умирает невинная собака, даже обыватели Харпера, узнав правду, теряют спокойствие.
«Чужестранец» – отличный рассказ о двойственности нашего мира, о том, что самая чудовищная ложь может казаться благородной истиной, и о том, что гораздо удобнее спать и не просыпаться от боя набата.