День командира дивизии (СССР, 1983) — Смотреть фильм
"День командира дивизии" (1983) - фильм посвящённый наступлению советских войск в декабре 1941 года на Волоколамском направлении, в районе Рождественно и Снегирей, под командованием генерал-майора А.П.Белобородова. По мотивам одноимённой повести А. Бека.
Москва приговорена Гитлером к смертной казни. Город приказано сравнять с землёй и затопить. Ответственность за выполнение приказа возложено на группенфюрер СС Дитриха. На пути железной машины Вермахта встала дивизия полковника А. П. Белобородова. У деревни Крюкова идут тяжёлые бои. Противник рвётся к Москве. Разведчики приводят немецкого танкиста, который готов обменять железный крест на чистую рубаху без вшей. Командующий фронтом Г. К. Жуков понимает, что приближается время для контрнаступления под Москвой. Дитрих готовит войска к обороне. А. П. Белобородову дают звание генерал-майора. Готовится контрнаступление под Москвой.
«Когда меня спрашивают, что больше всего запомнилось из минувшей войны, я всегда отвечаю: битва за Москву» (Маршал СССР Г. К. Жуков).
Фильм "День командира дивизии" (1983) смотреть онлайн бесплатно:
Смотреть фильм "День командира дивизии" в хорошем HD 720 - 1080 качестве:
Для Александра Бека, прошедшего всю войну корреспондентом и воином, недели обороны Москвы в 1941 году были все же самыми памятными. Недаром повесть «Волоколамское шоссе», которой восхищались конструкторы кубинской революции Фидель Кастро и Че Гевара, стала самым его известным произведением на военную тему. Однако фильм "День командира дивизии" снят на основе одноименной автобиографической повести писателя, которая воспроизводит обстоятельства критических даже не дней, а часов битвы за Москву, в течение которых крайне многое зависело от дивизии Афанасия Белобородова. Волею судьбы корреспондент, читай сам Бек, оказывается рядом с ним и становится счастливым наблюдателем машинерии полководческого духа, когда линии, стрелки и кружки на карте — это еще не весь сподручный материал командира, а многое скрыто в глубинах его сознания, лихорадочно, но вместе с тем настойчиво ищущего ровно то решение, которое не просто склонит обстоятельства на одну сторону, но взорвет ситуацию изнутри, отменяя обстоятельства и изменяя штабные карты, на которых наконец-то и впервые с начала войны произойдет движение стрелок не с Запада на Восток, а противоположную сторону.
Вообще, жанр документальной прозы не самый благодарный. Нужно и историческую личность оставить в исторических же границах, но требуется представить и характер. Таким образом, перед писателем предстает весьма сложная задача: найти правильную форму «скрещивания» личности и персонажа, чтобы она выглядела именно эстетически успешной. Что уж говорить об искусстве кино, где есть свои дополнительные правила и ограничения. Например, актер, его личная харизма, даже физиогномика никуда не девается, а, напротив, результативно воздействует на зрителя, поэтому параметры «исторического» могут сильно перекраиваться под этим напором. Так, и в этом фильме, в его начале при появлении Жукова в неизбежном исполнении Михаила Ульянова (а кто представляет реального маршала в его собственном облике после бесчисленных «Освобождений») кажется, что это заявка на объективность киноэпопеи, то есть ответвление пресловутого «Освобождения», которое как бы крупным планом демонстрирует достаточно компактный эпизод из 1941 года. Да и Михайлов в роли Рокоссовского тоже оптимизма не прибавляет. Но дальше все развивается гораздо более интересным образом.
К счастью, создатели фильма не стали брать на главную роль известного актера, а Валерий Цветков со своей задачей справился более чем вполне. Он не играет модернизированного Кутузова, который «слуга царю, отец солдатам», и уж тем более не эталон категорического офицерского императива, который человечнее самой человечности. Его Белобородов и жесткий, и помнящий простых солдат, и скорый на требования, и ждущий в страшном напряжении у телефонной трубки исхода сложного маневра там, на линии боев.
В фильме удачно сочетаются штабные сцены с их камерным напряжением и укрупнением деталей и батальные эпизоды, в которых показаны не только сами бои, но максимально напряженный момент прохода по минному полю, который выглядит на порядок зрелищнее любых взрывов и перестрелок. Ни то, ни другое не скомкано, режиссер счастливым образом поймал нужный для такого сюжета ритм и за полтора часа вполне убеждает нас в достоверности происходящего на экране. Это и не формальный пересказ произошедшего в реальности, и не пустонапыщенное укрупнение эпизода войны в «событие, которое изменило ход войны» (думаю, в 1983 году не надо было напоминать, что это навеяло бы нехорошие ассоциации с пустопорожней квазиэпопеей про Малую землю за подписью дорогого Леонида Ильича Брежнева).
Кстати, фильм вышел в год 80-летнего юбилея Белобородова. Не знаю, случайность это или нет, но совпадение знаменательное. Чувствуется, что фильм снят не для галочки, а есть в нем определенное человеческое начало, та самая скрытая теплота патриотизма, о которой в свое время так подробно и точно написал Лев Николаевич Толстой.
7 из 10