Дерзость (СССР, 1971) — Смотреть фильм
Фильм "Дерзость" (1971) посвящён героям Великой Отечественной войны, принявшим участие в обнаружении восточной ставки Гитлера «Вервольф».
1942 год. Под Винницей фашисты строят огромный подземный комплекс «Вервольф» (Оборотень). Будущая восточная ставка Гитлера строится в условиях строгой секретности. Более 40 тыс. советских военнопленных оплатили за эту секретность своими жизнями. Подполковнику Красной Армии Клеменко вместе с двумя товарищами удаётся сбежать с секретного объекта. Следы беглецов теряются в болоте. Подполковник Клименко пробирается в город для организации местного подполья. Под откос летят составы с горючим, оружием и боеприпасами, но главной целью подполковника Клименко является штабной поезд Гитлера и бункер «Вервольф».
Фильм "Дерзость" (1971) смотреть онлайн бесплатно в хорошем качестве:
Альтернативный источник фильма "Дерзость" (1971):
'Айхенхайн' - 'Вервольф': «Дубовая роща» - «Волк-оборотень»
На территории разных стран Европы для фюрера и высшего командования вермахта были построены 16 ставок разных размеров и четыре к окончанию войны находились в стадии планирования и строительства. Гитлер посетил лишь шесть действующих ставок, в большинстве которых был по несколько дней или даже всего один день. О пристрастии Адольфа Гитлера к мистике написан не один исторический труд. В Третьем рейхе была секретная организация «Аненербе», которая выбрала место для знаменитой ставки Гитлера «Вервольф» в Украине. 'Вервольф' фактически был уменьшенной копией другой ставки Гитлера 'Вольфшанце' в Восточной Пруссии. «Вервольф» действовал с 16 июля 1942 года до 15 марта 1944 года, затем входы в бункер были взорваны отступавшими немецкими войсками. Тема бункеров Гитлера - это отдельный долгий разговор, как и покушения на рейхсканцлера Германии. В целом, за период с 1943 по первую половину 1944 года военные вермахта готовили на Гитлера десять не связанных один с другим покушений (имеются сведения о 63), но осуществить удалось лишь одно - 'Валькирия'.
Уже в конце 1941 года Сталин поставил задание перед руководством НКВД СССР любым способом уничтожить Гитлера на территории Германии или за границей. Спецслужба приступила к работе. Отрабатывались сразу несколько вариантов, но утверждены были лишь три. Первый предусматривал покушение на Гитлера в Москве, в случае её взятия немцами. Второй — покушение на Гитлера летом 1942 года во время его пребывания в винницком филиале главной полевой ставки. Боевая операция возлагалась на партизанский отряд под командованием Медведева, который действовал под Ровно. Все партизанские отряды, которые вели борьбу на Украине, должны были собирать информацию о «Вервольфе». Партизаны так и не смогли своевременно получить точных данных о расположении наземных строений и о внутреннем распорядке работы ставки. Значительно позже краткие сведения о ставке сообщил один из пленных немецких летчиков, но операцию перенесли. Когда в начале 1943 года Гитлер во второй раз приехал в «Вервольф», оперативной группе партизанского отряда так и не удалось проникнуть в Винницу. С этим заданием она справилась лишь осенью того же года, но фюрера в ставке в это время уже не было.
Ещё одна попытка - совершенно экзотическая - была задумана в 1942 году и не была связана с «Вервольфом». Молодому агенту НКВД СССР Игорю Маклашевском предстояло убить Гитлера с помощью популярной актрисы Ольги Чеховой. Она переехала из России в Германию еще в 1921 году и сделала там блестящую карьеру в кинематографии. Её высоко ценил Геринг, который даже не подозревал, что Чехова является агентом НКВД. Полностью реальные планы физического устранения Гитлера были разработаны и британскими спецслужбами. В полном объёме эти материалы под кодовым названием «Фоксли» были обнародованы только в конце 1998 года. Аналогичные специальные операции по устранению Гитлера разрабатывались и спецслужбами США. Однако в конечном счёте Рузвельт, Черчилль и Сталин, согласился с тем, что более целесообразно отказаться от подобных замыслов. Это реальный исторический фон событий, показанных в фильме Георгия Юнгвальд-Хилькевича. Но режиссёр снимал вовсе не документальный фильм, а героико приключенческую ленту в антураже 'мистической' ставки Гитлера.
Литературной основой послужила книга украинского советского писателя Василия Земляка 'Подполковник Шиманский'. Это героическая повесть для старшего школьного возраста, созданная в необычной и неожиданной авторской манере, сочетающей в себе суровую правду войны с элементами романтики, свойственной украинскому фольклору. Во время работы над фильмом Юнгвальд-Хилькевич сделал для себя неожиданное открытие, узнав, что чиновники от кино - антисемиты! Когда он только приступил к работе, в Госкино ему сказали: 'Поскольку Шиманский — еврейская фамилия, то пусть будет Клименко'. На главную роль режиссёр взял актера с типично арийским лицом (белокожий блондин с голубыми водянистыми глазами, с тонким, с горбинкой, красивой формы носом) — Николая Олялина. Причём первоначально Юнгвальд-Хилькевич видел в этой роли Высоцкого, но снять его ему не позволили, сказали: 'Мы вам дали снять его в 'Опасных гастролях', потому что Высоцкий поёт, а что этому ужасному актёру делать в 'Дерзости'?'
У жанра 'военный' слишком широкий вариативный 'разброс'. Для детализации необходимо уточнение: военная драма, военная комедия, военная мелодрама, военная сказка, военный эпос. В данном случае - военная сказка. Ничего зазорного в этом нет, тем более что в подобном ключе снято немало картин о Великой Отечественной, взять хотя бы 'Дачную поездку сержанта Цыбули' (1979) с Сергеем Ивановым, или 'Крепкий орешек' (1968) с Надеждой Румянцевой. Однако нужно помнить, что сказку от комедии отличает главная черта - история в 'Дерзости' полна драматизма, без намёка на юмор, но с огромным количеством допущений, которые выглядят в фильме, как крайне удачные стечения обстоятельств или попросту - везение. У главного героя получается абсолютно всё, за что бы он не взялся. Звучит малоправдоподобно, но не стоит забывать, что в основе сценария - повесть для детей старшего школьного возраста. И аудитория у фильма - ненамного старше. Разумеется, сегодняшнему взрослому зрителю, не видевшему картину в 10-14 лет, трудно разглядеть достоинства ленты. Но они у неё есть.
Это, прежде всего, актёрская игра. Каким бы сказочным ни был сюжет, актёры отнеслись к своим персонажам как к настоящим живым людям. Касается это всех артистов, но в первую очередь Николая Олялина. Удивительное дело, но артист, ставший невероятно популярным именно в военных ролях, в армии так и не служил. С 1968 года Николай Олялин начал работать в Киеве на киностудии имени Довженко. Всего за первые 10 лет работы в кино Олялин сыграл роли в 18-ти фильмах! Актёр вспоминал такой случай: 'Мы заходим в Кремль, все достают документы. Я подхожу, тоже достаю. А милиционеры почему-то отдают честь и пропускают меня'. Вот она - сила искусства! Народная любовь формируется не только на 'громких' и 'правильных' фильмах, она культивируется по многочисленным второстепенным и даже эпизодическим ролям. Разве не заслуживают зрительского внимания Владимр Гуляев с его старшиной Белоусом, Валентина Гришокина в роли Нонны, Татьяна Чернова, воплотившуюся в Клару Фост, Юрий Дубровин, исключительно достоверно сыгравший предателя Рыжего? Безусловно, заслуживают. Что же до 'сказочности', то сказка - это предтеча модного нынче направления альтернативной реальности - все смотрят и очень многим нравится...