Десятый человек (США, 1988) — Смотреть фильм
Фильм "Десятый человек" поведает о судьбе уважаемого адвоката из Франции. Поскольку Третий Рейх чрезмерно быстро захватил страну, состоятельные граждане не успели собрать пожитки и сбежать. Жан Шавель попал в тюрьму, куда пришло распоряжение провести жеребьевку, дабы выбрать кого казнить в ближайшие дни. Судьба оказалась не благосклонна к главному герою и вскоре предстоит попрощаться с жизнью. Он хочет уговорить кого-нибудь из окружающих занять его место, обещая отдать накопленные деньги. Поскольку Мишель Манжо все равно вскоре скончается от туберкулеза, то соглашается утром подменить Жана. Дом главного героя отходит матери сокамерника, зато юрист доживает до конца войны и оказывается освобожден. Правда, он нищий и в надежде на содействие отправляется навестить знакомых в Париже. Затем, Шавель отправляется в свое жилище, где встречает Терезу, младшую сестру погибшего Мишеля и представляется именем Шарло. Две дамы соглашаются нанять бывшего заключенного в качестве слуги. Некий Каросс хочет разоблачить самозванца.
Энтони Хопкинс. По сути одним только этим именем можно было и закончить. Но это не просто актер, это актер с большой буквы. И это не вызывает у меня никаких сомнений. К большому сожалению я мало видел его работ в более молодом возрасте, можно добавить почти не видел.
Но картина британского постановщика Джека Голда -'Десятый человек' - снятая по одноименному рассказу Грэма Грина открыла для меня иного, нового, 'другого', еще не 'психологического' но уже трагического Энтони.
Актеры бывают разные, одни добиваются признания и успеха у зрителей благодаря напряженной, долгой работе над собой и своим образом. А другие уже с рождения обладают сумасшедшим, необъятным, невероятным талантом, они интуитивно знают как покорить публику. Хопкинс один из ярчайших представителей этого актерского типажа.
Этот кинофильм, хотя вернее этот телеспектакль, рассказывает зрителю грустную историю о очередной сломленной второй мировой войной судьбе, о французском адвокате случайно попавшем в тюрьму-концлагерь, и во время нацистской 'децимации' ему выпадает жребий быть расстрелянным. Напуганный главный герой предлагает все свое состояние, деньги и землю любому, кто согласится взять участь на себя. И тем самым спасает себя и жертвует другим.
С одной стороны постановка Голда дает понять, что напуганный человек способен отдать все, лишь бы сохранить свою жизнь. Но с другой стороны он глубоко проникает в психологию узника, пытается разворошить внутреннюю 'структуру' главного героя. Когда человек невиновный и приговорен к смертной казни, можно понять его страх, отчаяние, попытку уцепится за любой 'прутик' чтобы выкарабкаться. Но с другой стороны Голд как и британский драматург Грин пытаются понять, эксперементативно проанализировать природу трусости, так часто высмеиваемую в кинематографе, в литературе и театре.
В произведении Грина трусость героя - адвоката Жана Луи Шавеля выглядит более низко, как то слишком меркантильно, как было сказано в произведении - 'обычный адвокат', чем в телеварианте Голда, и только ближе к середине рассказа мы начинаем видеть в нем положительные стороны, больше 'человеческого', больше 'возвышенного ', больше чего-то светлого. В варианте же Голда персонаж Хопкинса положителен от начала до конца, он просто напуган, и напуганным он проявляет страх, животный инстинкт. Это не портит впечатления, хотя и несколько меняет полюс, вектор впечатления от прочитанного.
Что касается игры главного направляющего 'звена' этого потрясающего телеспектакля -Энтони Хопкинса - то он великолепен. Его Жан-Луи Шавель - Блестящая, очень эмоциональная, глубокая характерная роль. Внепространственное и внутриличностное проникновение в характер и необъяснимый парадокс его медленной но незабываемой мимики, глубокого осуждающе-понимающего взгляда многое говорят о личности главного героя Хопкинса, ставшего несправедливой жертвой нацистского режима.
Конечно это не 'Молчание ягнят', до него как и до великого триумфа Хопксинса оставалось ровно 2 года, но здесь он до простого замечателен, уже здесь прозвенели те 'звоночки', сделавшие его бессмертным в 'Молчании ягнят' тонкая игра на зрительских эмоциях просто примагничивает зрительское внимание, артистическая манера в некотором смысле 'дергать' по струнам чувств зрителей достойна если не восхищения -внимания однозначно ! Не любить этого актера невозможно, также как и ненавидеть. Его личность сложна и неоднозначна. Им можно только восхищаться !
Талантливая, глубоко играющая на людских чувствах телепостановка Джека Голда, увы так и оставшаяся на задворках телевидения, возможно и не является общепризнанным шедевром, но отдать дань уважения профессиональному режиссеру, и блестящему актеру нужно. Все-таки номинации на золотой глобус даются далеко не каждой третьей ленте. А этот фильм, на мой взгляд заслуживает куда большего, чем он имеет на сегодняшний день.
10 из 10