Франц + Полина (Россия, Беларусь, 2006) — Смотреть фильм
«Франц + Полина» («Franz + Polina») — художественный фильм 2006 года, снятый по повести белорусского писателя-фронтовика Алеся Адамовича "Немой". На основе реальных событий.
1943 год. В ответ на действия партизан и в рамках «плана по уничтожению славянских народов» по всей Белоруссии сжигаются сотни деревень вместе с их жителями. Направленное в одну из таких деревень подразделение СС в последний момент неожиданно получает приказ «приостановить» акцию. Вместо того, чтобы уничтожить жителей, эсесовцы становятся их добрыми и милыми постояльцами. Успеет ли самый юный из солдат Франц объясниться с Полиной, дочерью своей хозяйки, до того, как поступит новый приказ? Сколько осталось времени? Ни убийства, ни любви еще не было в жизни Франца.
Фильм "Франц + Полина" (2006) смотреть онлайн бесплатно в хорошем качестве:
Альтернативный источник фильма "Франц + Полина" (2006) в HD 720 - 1080:
О войне не по учебникам
Первые полчаса фильма нам показывают простую идиллию сельской жизни. Старики занимаются хозяйством, ребята купаются в местной речушке и пасут коров. Кажется, ничего не напоминает о войне, лишь фашистские солдаты на постоялом дворе — признак того, что война рядом. Немцы не показаны, в отличие от большинства картин на подобную тематику, агрессивными варварами, под корень истребляющие славянское население. Впрочем, это пока им не дали соответствующий приказ. Моя бабушка также вспоминала, как лояльно относились к ним солдаты со свастикой, пока ситуация на фронтах была в их пользу: кормили шоколадом, помогали по хозяйству. Когда же Красная Армия стала наступать — ситуация в корне изменилась. Пока же место нашлось на войне даже искренним человеческим чувствам.
Никогда не знаешь, где подстерегает тебя любовь, и может быть тот, кто должен быть тебе заклятым врагом, уже завтра станет самым дорогим и близким человеком. У солдат не спрашивали хотят они воевать, или нет, разделяют ли они расовую теорию, готовы ли доказать немецкую исключительность — их просто гнали на фронт, а там уже своё дело делала пропаганда. Кто-то ломался, единицы — оставались Людьми с большой буквы этого слова. И пусть таких было сосем немного, но они были. Об этом этот фильм.
За последующие полтора часа сюжет картины медленно набирает остроту и динамизм, так что к концу превращается в настоящий триллер с элементами реализма. Нет, не с элементами, это и есть настоящая жизнь — без пафоса и никому не нужного геройства, хотя Франц — настоящий герой, который ради своей Полины готов на любые жертвы, даже самые невероятные. Кто досмотрит фильм до конца, поймёт, о чём я. Героям на протяжении всей картины не раз доведётся пережить целый ряд ситуаций, которые постоянно будут ставить их перед выбором, что главнее для каждого из них: тяга друг к другу или желание выжить. Ведь для каждого из них — они враги, а война ещё в самом разгаре. В фильме очень мало диалогов, поскольку происходящие события — неожиданные и страшные — не располагают к этому, да они и не понимают языка друг друга. Зато им понятен язык любви. Не война с её победами и поражениями, героями и предателями, горечью потери и радости долгожданной встречи, а судьба людей — даже не солдат, а простых обывателей, на фоне ужаса войны пытающихся найти своё место — вот кто интересует автора. А подобных картин, согласитесь, не так уж и много (хотя книг, как-раз таки, хватает).
Всемирно известный (наряду с Василём Быковым) белорусский писатель Алесь Адамович написал свою повесть «Немой», положенную в основу фильма, незадолго до кончины в 2004 г. Интересно, что он сам пошёл на войну и подростком прошёл всю оккупацию Беларуси, а затем стал известен благодаря шокирующей военной публицистике. По его книгам были сняты фильмы, «Иди и смотри» (1985 г.; первая роль в те годы ещё подростка Алёши Кравченко, с которой он начал свою кинематографическую карьеру) — стал классикой, известной во всём мире. Позже его судьбу переживёт и «Франц + Полина». Руководитель Международного кинофестиваля FIPA (Франция) Пьер-Генри Делау так позднее отзывался об этой картине: «фильм буквально перевернул моё сознание и стал для меня одним из лучших, увиденных за все последние годы». А французская газета «La Croix» писала: «Принимая во внимание многочисленные достоинства картины (операторская работа, сценарий и игра актёров) было бы замечательным, если бы у французских зрителей была возможность увидеть волнующую историю прекрасной любви между юным немецким Ромео и красавицей Джульеттой из Беларуси». Кстати, для молодой актрисы Светланы Ивановой роль Полины стала первой главной ролью в кино, а «Франц + Полина» стал первым полнометражным фильмом кинокомпании «Югра-фильм».
Теперь о наградах:
- в 2006 году на Международном кинофестивале «Лістапад» в Минске режиссёр Михаил Сегал со своей картиной «Франц + Полина» получил приз за лучший дебют имени Виктора Турова (по иронии судьбы именно Виктор Туров первым экранизировал произведения Алеся Адамовича — картина «Война под крышами»), приз за лучшую операторскую работу;
- призёр XVI Cottbus film Festival (2006 г., Германия);
- лучшая женская роль Международного фестиваля военных фильмов имени Ю. Н. Озерова (Санкт-Петербург);
- специальный приз жюри и приз за лучшую женскую роль XV Международного фестиваля «Киношок» (2006 г., Анапа);
- специальный приз жюри Международного кинофестиваля «Балтийские дебюты» (2006 г., Свердловск);
- участие в «Неделе Русского кино» в Париже и Берлине(2006 г., Франция, Германия);
- Официальный участник XVI Camerimege film Festival (2006 г., Польша);
- участие в XXVIII Московском Международном кинофестивале (2006 г.);
- Гран-при и лучшая женская роль фестиваля Военно-патриотического фильма им. С. Ф. Бондарчука «Волоколамский рубеж» (2006 г.);
- приз им. П. Лебешева за лучшее изобразительное решение фильма Международного кинофестиваля «Дух Огня» (2007 г., Ханты-Мансийск);
- лучшая главная женская роль и лучшая эпизодическая женская роль фестиваля киноактёров «Созвездие» (2006 г., Тверь);
- Специальный приз жюри кинофестиваля «Литература и кино» Гатчина (2007 г., Россия).
Тем, кому этот фильм понравился, могу посоветовать схожие картины о нелёгкой и по своему героической жизни простого населения под оккупацией: «Иди и смотри» того же А. Адамовича, «Враги», «Знак беды» (по повести В. Быкова) и др. Я же пошёл за повестью «Немой» Алеся Адамовича, чтобы в очередной раз окунуться в драматическую лирическую историю на фоне обратной стороны войны.
9 из 10