Храброе сердце Ирены Сендлер (США, 2009)
История Ирены Сендлер, сотрудницы варшавского Управления здравоохранения, входившей в состав польского подполья во время Второй мировой войны и арестованной нацистами за спасение 2500 еврейских детей, тайно вывезенных ею из варшавского гетто.
Фильм "Храброе сердце Ирены Сендлер" смотреть онлайн бесплатно в хорошем HD 720 - 1080 качестве:
Альтернативный источник фильма "Храброе сердце Ирены Сендлер" (2009):
Дневник памяти
Вторая мировая война, ставшая самой кровопролитной в истории человечества, запомнилась не только беспрецедентной жестокостью и использованием ядерного оружия, но и мужеством отдельных личностей, особенно ярко себя проявивших в период Холокоста, рискуя собственной свободой и жизнью ради спасения других. Шведский дипломат Рауль Валленберг предотвратил гибель десятков тысяч венгерских евреев, немецкий промышленник Оскар Шиндлер снабдил работой на своих заводах в Польше и Чехии больше тысячи нуждавшихся, британский филантроп Николас Уинтон организовал вывоз детей из Праги в Англию. Японский консул Тиунэ Сугихара выдавал литовским иудеям транзитные визы для выезда на Дальний Восток, спортивная икона и символ «арийской мощи» боксёр Макс Шмелинг укрыл несколько десятков человек, а польский педагог сиротского дома Януш Корчак стойко принял смерть в печах Треблинки вместе со своими воспитанниками.
Но среди мужского героизма особняком стоит подвиг польской активистки движения Сопротивления Ирены Сендлер, арестованной нацистами за тайный вывоз 2500 еврейских детей из варшавского гетто в женские монастыри, частные семьи, больницы и приюты. Когда гитлеровская Германия оккупировала Польшу, она устроилась в муниципалитет столицы и украдкой носила обитателям трущоб еду, лекарства, одежду и деньги. Перейдя в местное Управление здравоохранения на должность санитара, она параллельно вступила в подпольную Организацию помощи евреям «Жеготу», занимавшуюся спасением сынов Израиля. Всю информацию о детях хранили закопанные в саду стеклянные банки, благодаря которым найденных после окончания войны ребят вернули выжившим родственникам, а сирот распределили по детдомам, в дальнейшем переправив их на родину. Ирену схватили во время массовых облав, жестоко избивали и пытали в тюрьме Павяк, сломав ей ноги и руки, но, не добившись признания, приговорили к расстрелу, от которого её спас своевременный подкуп немецкого офицера людьми из подполья.
Картина, сценарий которой написан по биографической книге Анны Мешковской «Мать детей Холокоста – рассказ Ирены Сендлер», охватывает лишь небольшой период её подпольной деятельности, включая тюремное заключение. Режиссёр населяет мир фильма большим количеством персонажей, акцентируя внимание зрителя на человеческих отношениях, важности взаимодействия всей команды и способах спасения детворы, которых выводили через канализацию и подвалы примыкавших к гетто домов, ежедневно рискуя жизнью. Старших вывозили в мешках с мусором на машинах, доставлявших дезинфекционные средства, маленьких проносили в сумках для инструментов или корзинах, под юбкой или сиденьями трамвая, курсировавшего вдоль трущоб, младенцев обкалывали успокоительными, а в грузовике всегда держали собаку, чей лай заглушал их плач. Для спасения каждого малыша требовалась помощь людей извне, работавших по принципу строгой конспирации: батюшки, выдававшие фиктивные свидетельства о крещении, сотрудники, достававшие продуктовые карточки, водители транспортных средств. Ребятам давали новые имена и паспорта, обучали польскому языку, христианским молитвам и манере креститься.
Фильм наполнен диалогами героини с матерью Яниной, встречами с помощниками и диаспорой, яркими образами её будущего мужа Стефана и помогающего больным детям подростка Яши, запоминающимися сценами долгожданного поцелуя в теснице шкафа, марширующей в едином ритме с немецкими солдатами малышни и побега из мчащегося в концентрационный ад поезда. Описанной в фильме истории чужды острота и реализм спилберговского «Списка Шиндлера» или эмоциональная вовлеченность хермановского «Мальчика в полосатой пижаме». Главное в этом рассказе о драмах расстававшихся со своими чадами матерей, людских предрассудках и ужасах войны – современное осмысление трагических событий, последствия которых ощущаются и поныне. Фильм бросает вызов силе духа новых поколений, подкупает своей простотой и поражает умением героини пользоваться бесконечным резервом своих сил. Историей Ирены проникаешься, в том числе, и благодаря пунктирно звучащей тревожной музыке, которая становится структурообразующим элементом фильма и ранит в самое сердце.
Долгие годы после войны полячка жила в безвестности, пока израильский Национальный мемориал Катастрофы и Героизма «Яд ва-Шем» не внес её в списки Праведников мира. Но за этим последовало очередное забвение и мир вспомнил о ней вновь лишь в 1999 году, благодаря пьесе «Жизнь в банке», написанной школьницами из Канзаса на основе личного общения с пани. После этого она получила высшую награду Польши, орден Белого Орла, а также была выдвинута на соискание Нобелевской премии мира, которую в итоге присудили Альберту Гору за поднятие проблемы глобального потепления. Фильм Джона Кента Харрисона подобно главной протагонистке тоже не снискал весомых регалий, ограничившись номинациями Анны Пэкуин на Золотой глобус и Марши Гей Харден на Эмми, зато стал своеобразным памятником интернациональной героине, великому человеку и миротворцу. Ведь самым ценным признанием для неё всегда будет память, которая должна жить в каждом, независимо от его религии и возраста, цвета кожи и места обитания.
«Мы и будущие поколения должны помнить человеческую жестокость и ненависть, которая правила теми, кто сдал своих соседей в руки врага, ненависть, которая толкнула их на убийство… Моя мечта — чтобы память об этом стала предупреждением миру и человечество никогда впредь не повторила той трагедии»
Ирена Сендлер (1910-2008)
Очень храбрая женщина,настоящий солдат.