Иметь и не иметь (США, 1944)
«Иметь и не иметь» (англ. To Have and Have Not) — художественный фильм режиссёра Говарда Хоукса, снятый в 1944 году на волне успеха сходной по тематике и стилистике «Касабланки». Хотя фильм номинально основан на одноимённом романе Эрнеста Хемингуэя (1939), его сюжет имеет с ним мало общего и отражает его лишь в начале фильма.
Идет Вторая мировая война, Франция оккупирована нацистами. Гарри Морган живет на острове Мартиника, ему принадлежит катер, на котором он возит богатых клиентов ловить рыбу. К Моргану обращается Жерар, участник Сопротивления, с просьбой тайно перевезти на Мартинику одного из лидеров движения.
Морган, которому нет дела до политики, отказывает. Но когда Мари просит его помочь выбраться с острова, он соглашается на смертельно опасное задание Жерара.
Фильм "Иметь и не иметь" (1944) смотреть онлайн бесплатно в хорошем качестве:
Альтернативный источник фильма "Иметь и не иметь" (1944):
Карибская Мартиника после падения Франции в 1940 году – уголок бесконечно далекий от рая. Местное «гестапо» - сторонники режима Виши – сплело над островом паутину из страха и террора, пресекая любое политическое движение за свободу. Такова реальность мира «Иметь и не иметь» - вольной экранизации одноименного романа Эрнеста Хемингуэя.
Несмотря на то, что события перенесли с Кубы 30-х (сказалась рузвельтовская политика «доброго соседа») корни романа угадываются на раз. В первых же кадрах режиссер Ховард Хоукс с присущей Хемингуэю трепетностью воспроизвел досуг настоящих мужчин - рыбацкую романтику в карибском стиле, где богатые арендаторы лодок никчемны как рыбаки и презренны в своем высокомерии. Главный герой по имени Гарри Морган - капитан одной из таких лодок. Образчик маскулинности с острым, все подмечающим взглядом – капитанская фуражка будто специально создавалась под голову Хамфри Богарта.
Однако все меняется, когда сценаристом Жюлем Фертманом вписывается женщина. И вопреки народной мудрости, дама меняет не только мужчину, но и курс фильма, склоняя его в русло вольной трактовки. В параллельной бумажной версии очередной арендатор по фамилии Джонсон сбегает, лишая Гарри с носом. Но кино-Морган оставит с носом хоть самого черта, что ему какой-то Джонсон. Особенно, когда под боком оказывается Мэри Браунинг. Сошедшая с самолета, словно ангел с небес, карманница разоблачает план Джонсона о побеге. Но сладость успеха – явление скоропортящееся. Как мертвые пчелы не жалят, так умерщвленные неудачным выстрелом Джонсоны чеки не подписывают. Гарри не остается ничего, кроме как пойти наперекор своим принципам и доставить на остров участника местного сопротивления…
Будучи фанатом творчества Хемингуэя, режиссер неоднократно отмечал, что данная книга – самая слабая работа американского писателя. Потому стержень романа в киноверсии прошел капитальную переработку и стал поблескивать эпизодично и неразборчиво, как блесна в тумане. Впрочем, как истинный представитель «потерянного поколения» Хемингуэй знал толк в мрачном напряжении. И такие эпизоды, как незаконная переправа, абсолютно достоверно пропитаны накалом, граничащим с предчувствием дурного. К сожалению, подобные моменты скорее исключения, чем правило. Треклятый кодекс Хейса укротил смелую, в чем-то провокационную историю о падении сильного мужчины, которому потребовалась вся его жизнь, чтобы понять – человек один не может ни черта.
Обрастая деталями, уже к экватору фильм раскрывается с довольно неожиданной стороны. Развивающаяся драма на фоне злоключений Мартиники вперемешку с враждебными кругами власти (и дружелюбным пианистом) удивительным образом отсылает к культовой «Касабланке». А идентичный типаж немногословного героя, сыгранного в обоих случаях с характерной шепелявостью Богарта, запросто перевел бы «Иметь и не иметь» в разряд халтурного подражателя, если бы ситуацию вновь не спасла…женщина.
Дебютная роль Лорен Бэколл требовала практически невыполнимой задачи – быть подле, а не затеряться за спиной героя-одиночки Хамфри. И стоит признать, влекущая дерзость амазонки и холодная уравновешенность в хрипловатом голосе до порочного контрастируют с высокими, лисьими скулами и хитрыми глазами. Причем настолько порочно, что побуждают к нуаровской дилемме: как можно ей доверять и случайно не влюбиться? Как оказалось, никак. Уже по одному моменту, когда она впервые подкуривает ему сигарету, прослеживается химия чувств созданной друг для друга пары – охотника на рыб и охотницы на бумажники; 45-летнего, трижды женатого ветерана первой мировой и 19-летней актрисы с характером. Пламя страсти получилось настолько сильным, что вышло за кадр и даже успело сформировать кратковременный любовный треугольник с участием режиссера Ховарда Хоукса. Скользкая ситуация, впрочем, не помешала паре дать начало прекрасной любви и четвертому, последнему браку Богарта.
Собственно, на (будущей) супружеской чете и поддерживается интерес в те сложные минуты, когда к финальной части сценария прикладывается запойная рука Уильяма Фолкнера и сюжет окончательно раскисает во власти Амура. В то же время ошибочно полагать, что примешанная к черным тонам карибская романтика губит формулу «Иметь и не иметь». Она попросту перестраивает готовый сюжет нуара в приключенческую, светлую историю с отпечатком цензурной стерильности. На смену разрушительной силе обстоятельств пришло счастье, оказавшееся не за горами и даже не за океаном, но по правую руку. И имя ему любовь.