Лански (США, 1999) — Смотреть фильм
Фильм рассказывает историю американского мафиози еврейского происхождения, Майера Лански, и его сотрудничестве с такими гангстерами, как Бенни "Багзи" Сигал и Лаки Лучано. Сюжет разворачивается в ретроспективной форме, начиная с сцен, снятых в Израиле, где Лански ожидает решения израильских властей относительно своей депортации обратно в США. Его высылка из страны ставит точку в его попытках найти убежище, начиная с Парагвая и заканчивая Кубой, и возвращается он во Флориду. Прошлые обвинения в наркоторговле перечеркивают те услуги, которые он и мафиози предоставляли во времена Второй мировой войны.
Фильм сфокусирован на гонениях Лански со стороны американских властей, при этом деятельность "героев" рассматривается как необычный вид бизнеса, в котором еврейские банды конкурировали с итальянскими мафиози. В целом, образ Майера Лански изображается с большой симпатией, в отличие от политиков, судей и агентов ФБР. Несмотря на все усилия властей, Майер Лански так и не был осужден, и он ушел из жизни 15 января 1983 года в Майами, в возрасте 80 лет.
Лански
Мейер Лански. Наверное, самый неординарный представитель американской оргпреступности ХХ века. С одной стороны, член гангстерской среды и один из объединителей разрозненных мафиозных организаций. С другой стороны, человек, спасший несколько сотен евреев, бежавших на Кубу из Европы от нацистских гонений (приписываемый Лански поступок в чем то схож со знаменитым списком Шиндлера), организатор подпольных поставок молодому израильскому государству американского оружия, оставшегося в Европе после завершения Второй Мировой войны. Наконец, один из создателей Лас-Вегаса и игорного бизнеса вообще, каким мы его знаем сейчас.
Фильм не призван показать эпоху, в которую жил Лански (как, например, «Однажды в Америке»), устройство и правила мафиозной группировки (как в «Славных парнях») или роль личности в мафиозной организации (одна из плоскостей «Крестного отца»). Он скорее призван рассказать зрителю об этом человеке – как формировалось его мировоззрение, как Лански превратился сначала в изгоя США, а потом де-факто в изгоя своей исторической родины, которой он так много отдал. Этот фильм в меньшей степени фильм-действие, наполненный погонями и стрельбой, а больше спокойная попытка проанализировать его главного героя и вынести на суд зрителя то, с чем не справились суды США и Израиля. Хотя Лански показан как одна из ключевых фигур американской преступной системы, он не демонизируется и не идеализируется – за кадром по большому счету остаются и его возможные злодеяния, и те его поступки, которые заставляют воспринимать его не только как мафиози. Задача создателей – показать спорность этой фигуры и дать зрителю возможность вынести для себя свой вердикт.
Ричард Дрейфус играет Мейера (хотя в фильме его постоянно называют Майером) Лански на том уровне, который был задан Ли Страссбергом в роли Хаймана Рота во втором «Крестном отце» (как известно, Лански был прообразом Хаймана Рота, а Страссберг по слухам после премьеры был «удостоен» личной похвалы Мейера). Дрейфус в полной мере отображает замысел авторов фильма и показывает неоднозначность своего героя – не сдвигая акцент ни в сторону его порицания зрителем, ни в сторону искусственной жалости. Мощь этого персонажа особенно чувствуется в финальной сцене беседы с журналистом. Эта беседа - не исповедь отошедшего от дел крестного отца, а некая концентрация жизненных принципов Лански – и Дрейфус блестяще демонстрирует превращение дряхлеющего пенсионера в человека недюжинного ума и железной воли.
О таких фильмах говорят, что он понравится не всем. Поэтому не все его могут смело смотреть.