Лес повешенных (Румыния, 1965)
Первая мировая война. В австро-венгерской армии вынуждены воевать люди разных национальностей, живущие в Габсбургской империи. Румынский лейтенант Болога участвует в вынесении смертного приговора чеху Свободе за дезертирство. Это лишает Бологу душевного спокойствия — он сомневается в необходимости такой меры наказания. А когда он должен осудить двенадцать румынских крестьян за то, что они обрабатывали свои поля в прифронтовой зоне, Болога чувствует, что не может вынести им смертный приговор…
Фильм "Лес повешенных" (1965) смотреть онлайн:
Сломлены и развеяны.
Но те, кто отправляет тебя в последний бой,
Не станут умирать рядом с тобой.
Они не пойдут с тобой в тот мрак,
В котором - ты, и в котором - твой враг…Фильм румынских кинематографистов продолжает антивоенную линию фильма Стэнли Кубрика «Тропы славы». То, что фильм был создан в социалистической Румынии с её идеологической цензурой, не сильно исказило его гуманистический посыл.
Лейтенант австро-венгерской армии с многоговорящим именем Апостол Болога (по национальности румын) находится на передовой румынского фронта. Среди его сослуживцев люди разных национальностей: немцы, чехи, венгры, и даже русский доктор-пацифист. Румыния выступила в Великой войне 1914-1918 годов на стороне Антанты, поэтому по ту сторону фронта румыны, которые противостоят силам Тройственного союза. И для них румын Апостол Болога - изменник своему народу.
Для Апостола Бологи офицерская честь и достоинство не пустые слова, он верен долгу и империи. Но затяжная война приносит ужасы не только в столкновении с врагом, она порождает кошмар военного трибунала, когда на виселице оказываются собратья по оружию.
Режиссёр Ливиу Чулей создает притчеобразное пространство передовой, на которой мы только раз увидим врагов в образе пленных, и где самым угрожающим и зловещим оказывается мощнейший прожектор противника. Мятущаяся камера оператора Овидиу Гологана передаёт зыбкость всего живого и человечного на войне.
Каждый из героев фильма надломлен или сломлен войной. Не удастся противопоставить силу жизни войне и Апостолу. Он не сумеет найти выхода из этого губительного водоворота смерти, который накрывает как неотвратимая лавина, сметающая всё на своём пути. И только генералы охотно дружат с войной, продолжая сеять солдатские жизни на поле брани.
Фильм вполне органично вписывается в общемировую литературную и кинематографическую антивоенную традицию о Великой войне 1914 – 1918 годов с её почти первобытным страхом человека от ужаса и кошмара тотального уничтожения военной техникой всего живого вокруг.
Моё мнение – очень хорошо.
8 из 10