Обыкновенный фашизм (СССР, 1965) — Смотреть фильм
«Обыкновенный фашизм» (1965) — документальный двухсерийный фильм Михаила Ромма, одно из самых значимых произведений советского кинематографа в жанре документальной публицистики. Режиссёр обращается к архивным кадрам нацистской Германии, используя их как исторический материал для глубоких размышлений о природе фашизма, его зарождении в Европе и неизбежном падении в 1945 году. Фильм становится подлинным исследованием механизмов, которые превратили идеологию ненависти в массовое движение, предлагая зрителю не только осмысление истории, но и предупреждение о её уроках.
Смотреть "Обыкновенный фашизм" (1965) в хорошем HD 720 - 1080 качестве:
Док. фильм "Обыкновенный фашизм" (1, 2 серия) смотреть онлайн бесплатно:
Факты о фильме "Обыкновенный фашизм (1965):
- В фильме утверждается, что нацистские руководители, в частности Геббельс, не имели образования, однако были исключения: Геббельс учился в нескольких университетах, где изучал германистику, филологию и историю; Гиммлер учился на агронома в Мюнхенском техническом университете; Геринг с отличием окончил Прусскую военную академию.
- В Великобритании фильм демонстрировался под названием «Эхо солдатского сапога» (англ. Echo of the Jackboot), а в США — под названием «Триумф над насилием» (англ. Triumph Over Violence).
- Сценаристка фильма Туровская Майя Иосифовна в 1992 году эмигрировала на постоянное место жительство в Германию и проживает до сих пор в городе Мюнхене.
- Борис Стругацкий так вспоминает этот фильм:
Я прекрасно помню времена, когда сама мысль о параллели между (немецким) фашизмом и (советским) коммунизмом показалась бы мне кощунственной. Однако, когда на экраны страны вышел поразительный по своей разоблачительной силе фильм Ромма «Обыкновенный фашизм», и я, и большинство моих друзей уже как должное восприняли скрытый замысел режиссера – продемонстрировать страшное, безусловное, инфернально глубокое сходство между двумя режимами.
«Обыкновенный фашизм» — документальная картина М. И. Ромма. Творчество режиссера — это неутомимый поиск и непрекращающееся движение, попытка проникновения в сущность человеческого характера и политики. Если ранние картины режиссера иллюстрируют его преданность принципу «кино — это действие», то более поздние работы Ромма постепенно отходят от развития действия и переходят к развитию мысли. Режиссер вовлекает зрителей в диалог, предлагает задуматься и для самих себя ответить на многие вопросы. От диалога происходит переход к картине-монологу — «Обыкновенному фашизму». Личные размышления автора, гораздо более интимные для режиссера, в которые мы вовлечены только косвенно — мысль здесь не безмолвна, она озвучена Роммом.
Оказавшись на кинофестивале в Сан-Франциско, М. И. Ромм столкнулся с выборами в США — агрессивной агитацией, толпами людей. Именно тогда он задумывается о проблемах противопоставления человека толпе, человека в толпе. Эти размышления привели режиссера к исследованию процесса уничтожение человеческой личности и индивидуальности фашизмом. М. И. Ромм уже обращался к отражению фашизма в своем творчестве, но тогда он противопоставлял режиму сильную личность, не интересуясь мотивами и психологией противопоставленной Человеку толпы.
Над сценарием картины работали кинокритики Майя Туровская и Юрий Ханютин вместе с Михаилом Роммом. Многие сценарные идеи так и не были воплощены в жизнь. Например, Ромм хотел использовать в картине фрагменты из нацистских художественных фильмов. Но смотрелось это, на удивление, чересчур комично, поэтому режиссер вынужден был отказаться от этой задумки. Кроме того, изначально планировалось акцентировать внимание на отдельных людях из немецкой хроники, но, оказалось, что внимание уделялось зачастую только безликой толпе, поэтому возникли сложности с репрезентацией на экране образа немецкого обывателя. А ведь «обыкновенный фашизм» — это фашизм не армии и власти, а среднестатистических немцев. Режиссер никак не мог отобрать кадры, необходимые его строгому и логичному сценарию. В итоге, Ромм просматривал «все подряд» и включал в картину то, что его заинтересует, сохраняя при этом логику художественную.
Просмотрев тысячи метров немецкой хроники, заново прочувствовав и пережив боль двадцатилетней давности, режиссер делится с нами своими чувствами, надеясь, что боль эта перейдет и в наши сердца. Очень просто, местами саркастично и с юмором комментирует автор возникающие на экране кадры: искусство Третьего Рейха, кадры с Гитлером, Муссолини, парады и марши, шествия с факелами. Кадры фашиствующей толпы противопоставлены снятым скрытой камерой людям: студентам в ожидании результатов экзамена, влюбленным парам, молодым матерям. «Обыкновенный фашизм» — гимн индивидуальности человека, независимой личности, способной отделиться от толпы.
Михаил Ромм не хочет «насаждать» аксиоматичные идеи о разрушительной силе толпы, о необходимости всегда оставаться человеком, беречь и ценить мир. Он подводит зрителя к этим идеям, к осознанию их важности. Мы не слышим нравоучительного, монотонного дикторского голоса, какой часто бывал в документальных картинах тех лет. Хотя, безусловно, новатором Ромм не был, он все-таки стоял на плечах Эсфирьи Шуб, Д. Вертова и его документалистики, Эйзенштейна и его «монтажа аттракционов» (который в своих ранних работах Ромм отвергал, прибегая к длинным, придающим действию эффект театральности, кадрам). Режиссер использует стоп-кадры как для придания комичности происходящему («Ну что за кривляки, какие строят гримасы!»), так и останавливается на самых страшных фрагментах хроники.
«Обыкновенный фашизм» — последняя завершенная работа М. И. Ромма. После работы с немецкой хроникой и обращения к документалистике режиссер понимает, насколько сильным может быть воздействие на зрителя документального фильма. Именно поэтому он начинает подготовку к съемке новой документальной ленты «Мир сегодня», но, увы, не успевает закончить работу над ней.
Скажу одно: жаль,что Стругацкого нет в живых.Наказать бы его по всей строгости закона за параллели между фашизмом и коммунизмом.Видимо,его соплеменникам при коммунизме жилось так же сложно,как при фашистах.
Целиком и полностью поддерживаю комментарий Алеси. Каким же неблагодарным скотом надо быть чтобы проводить такие параллели. Страну которая остановила Холокост пожертвовав миллионы жизней сравнивать с фашисткой Германией просто подло. Ведь в СССР видимо по мнению Стругацкого также жгли книги устраивали погромы отправляли людей в газовые камеры а потом в печи. И каким же надо быть деградантом чтобы из прекрасного фильма Ромма сделать такие выводы. Фильм Ромма останется культурным наследием человечества еще надолго а вот Стругацкий я думаю неинтересен уже сейчас потому что карму никто не отменял