Оптимистическая трагедия (СССР, 1963)
1917 год. В морской отряд, которым руководит анархист Вожак, по поручению ЦК партии направляется женщина-комиссар. Ей поручается подчинить моряков делу революции
Фильм "Оптимистическая трагедия" (1963) смотреть онлайн бесплатно в хорошем качестве:
Альтернативный источник фильма "Оптимистическая трагедия" (1963):
Трагедия
В этой ленте мало действия, сюжетных линий. Зато есть много своеобразной поэзии. Матросы, анархисты и революционеры живут будто в другой реальности, на прекрасной планете. Их диалоги одновременно и реалистичны и возвышены. Мне понравилось, что Самсонов свел их идеологические беседы к некоей эйфории, благодаря которой они были готовы принять любое развитие ситуации, принять смерть. Все это дает впечатление того, что их отношение к вооруженной войне как к особому священному акту.
А раз речь пошла о вопросах сакральных, то без женщины не обойтись.
Ну, кто ещё хочет комиссарского тела?
Уже с самого первого появления на экране Маргарита Володина привлекает к себе внимание. Стильная, молодая, яркая и... жестокая. Кадры попытки группового изнасилования и незамедлительного женского ответа как раз и отправляют нас к многочисленным современным беседам о феминизме. Только вместо кислого 'ревендж-муви', предполагающего насилие над женщиной и 'законную месть' тут все сводится к разумным мерам предосторожности. Женщина с самого начала ставит себя с весьма агрессивным контингентом так, что гендерные вопросы более не поднимаются.
Немыслимая женщина! Порвать её на собачью закуску?
А в остальном перед нами пример того, как из минимума возможностей - бюджета, реквизита, актерского состава, может получиться масштабное действие. Крупные планы позволяют сэкономить на декорациях. Монтаж прямо отсылает нас к шедевру Эйзенштейна 'Броненосец 'Потемкин'. Возвышенный стиль не позволяет перейти в занудную театральщину удивляя зрителя неподдельным пафосом.
Вот и выходит, что при всей свей идеологической однообразности фильм оказывается очень ярким и оригинальным. Смотреть его даже по прошествии лет и полной смене курса - интересно. Да и сейчас, если бы в подобной стилистике был снят, к примеру, фильм религиозный или остро политический - решения Самсонова оказались бы к месту.
Ну а образ Маргариты и вправду шедеврален. Представляю с каким трепетом и удивлением смотрели этот фильм в Каннах. И я думаю, что ее работа была самой интересной в тогдашнем Каннском раскладе. Кто был ее конкурентом? Скромная Анна Канци из 'Женихов' - скучно и просто. Мари Лафоре из 'Американской крысы' - обыденно. Рейчел Робертс из 'Такова спортивная жизнь'- мощно, но в разы менее возвышенно. Тот случай, когда персонаж не так интересен. Да и получившая приз Марина Влади была просто милой и техничной.
Определенно, на их фоне работа Маргариты Володина в 'Оптимистической трагедии' была лучшей.
8 из 10