Пленный капрал (Франция, 1962)
Фильм "Пленный капрал" (1962) о французских военнопленных времён Второй Мировой войны. В этом фильме Ренуар снова, уже в форме трагифарса, вернулся к идеям "Великой иллюзии". К сожалению фильм был недооценен и провалился в прокате.
Когда немцы вторглись во Францию, главный герой, капрал, попал в плен. Фильм рассказывает о том, как при содействии фермера, официанта, рабочих парижанин и помощника немецкого стоматолога, капрал пытается сбежать из плена.
Фильм "Пленный капрал" (1962) смотреть онлайн бесплатно в хорошем качестве:
Время пропитанное грязью и кровью…
- Только я, как и все французы, люблю героев...
Надо сказать, тема капитуляции, является весьма болезненной для французов. Война затронула практически всех и каждого, надолго оставив глубокий шрам в памяти народа. Как бывший солдат, к тому же получивший в Первую мировую опасное ранение, Жан Ренуар не мог оставаться безучастным к данной тематике. 'Пленный капрал' как бы продолжает тему, начатую им когда-то в знаменитой 'Великой иллюзии'. Но если такая серьезная работа как 'Великая иллюзия' сделана в стиле поэтического реализма, то данный фильм снят несколько в ироничном ключе и достаточно органично соединяет в себе элементы драмы и комедии. Взять хотя бы, колоритного 'Гийома' Жана Карме, никогда не расстающегося со своей теркой для сыра. Однако понятно, что в лагере для военнопленных она по сути никому не нужна.
Как и многие другие работы Ренуара, картина является отражением его мыслей, чаяний и пристрастий. Тут наглядно воплощена его личная теория разделения мира по социальным признакам. Рядовой «папа» отказывается бежать с капралом, так как не верит, что в Париже они будут хлебать суп из одной миски. Персонаж «газовщик», говорит: «Свобода — не обязательно находиться по ту сторону колючей проволоки, в Париже я раб гораздо больше чем здесь». И пока за пределами лагеря рвутся бомбы и сдаются целые государства, здесь, в этом тесном, обособленном мирке, большинству пленных никак нет до этого дела. Даже немецкий солдат в ответ на новость об одной из побед их мощнейшей 'военной машины', говорит, что ему всё равно. В данный момент его интересует лишь зудящая зубная боль и он отмахивается от сослуживца, как от назойливой мухи. 'Я понял, что война была не нужна никому, кроме кучки генералов и капиталистов', писал Ренуар после Первой мировой.
Снимая, Ренуар всегда испытывал особую любовь к крупным планам лиц. В этом смысле, особенно показательна, драматическая сцена расстрела друга капрала. И хотя самой сцены мы не видим, а лишь слышим звук раздающихся выстрелов, всё это очень выразительно отражается на лице Жан-Пьера Касселя. Рассматривается здесь и идея зависимости индивидуума от внешних обстоятельств, часто ведущая к преуменьшению роли личности. Режиссер наглядно демонстрирует любимую тему единства мира, когда персонаж не противостоит окружающей реальности, а является её органичной частью. Например большинство пленных солдат отказываются бежать, сумев постепенно приспособиться к жизни в лагере, а некоторые как 'аджутан' даже с удовольствием прислуживают немцам. Но не всё так плохо и надежда ещё существует. Так же как и персонаж из другого ренуаровского фильма 'Эта земля моя', трус 'газовщик' Клода Риша, перед лицом смерти всё же найдет в себе силы воспрять духом.
К тому же, как любой истинный француз, Жан Ренуар не мог не испытывать гордость за собственную нацию. И фраза вложенная в уста одного из персонажей: 'Только я, как и все французы, люблю героев', несомненно это подтверждает. Да и в каждой картине, несмотря на большое количество антагонистов обязательно должен был присутствовать протагонист. Таковым в этом фильме является герой 'капрал' в исполнении талантливого Жан-Пьера Касселя. В своем упорстве, напоминая 'Мотылька' Стива Маккуина, раз за разом безуспешно предпринимающего попытки бежать. Он никак не желает приспосабливаться к тихой жизни за колючей проволокой, а его свободолюбивая душа рвется на волю и её ничем уже не сломить. Стоит отметить, что актерский состав чертовски хорош. А такие фамилии как Кассель, Брассер, Карме и Бедо - говорят сами за себя...