Подвиг Одессы (СССР, 1985) — Смотреть фильм
Режиссёр: Владимир Стрелков. Двухсерийный фильм о защитниках города-героя Одессы, в годы Великой Отечественной войне. Закадровый текст архивных документов обороны Одессы читает Михаил Ульянов.
7 августа 1941 года. Мирные жители Одессы спешно роют противотанковые рвы и окопы для обороны родного города. Немецкий самолёт сбрасывает листовки, призывая женщин и детей прекратить подготовку города к обороне. По планам Германии войска Вермахта должны сокрушительным ударом разгромить части Красной Армии и захватить Прибалтику, Ленинград, Москву. В сложившейся ситуации оборона Одессы должна сковать силы противника, оттянув германские войска от Москвы. Связь города с Москвой нарушена. Шифровка ставки приходит в Одессу с опозданием на 2-а дня. Против 2-х советских дивизий Вермахт выдвинул хорошо вооружённых 12 дивизий. В срочном порядке в Одессе формируются части морской пехоты из числа моряков Черноморского флота. 10 августа 1941 года краснофлотцы остановили противника на подступах к Одессе. Первая серия, отражает подготовку города к обороне и её начальный этап. Вторая серия, состоит из отдельных новелл, посвященных 210 героям – одесситам, принявшим активное участие в обороне Одессы.
Смотреть фильм "Подвиг Одессы" (1985) в хорошем качестве:
Фильм "Подвиг Одессы" (1985) смотреть онлайн бесплатно:
Мне хочется верить, что черные наши бушлаты дадут нам возможность сегодня увидеть восход
Начиная с 1965 года, получила отмашку канонизация народной и священной войны. Чем дальше уходило время, унося с собой участников и свидетелей, тем больше становился крен от памяти со слезами на глазах к 'Ура! Мы победили! Мы самые-самые непобедимые!' И через очередные двадцать лет колея, по которой бодро маршировали костюмированные актеры с макетами ППШ вослед свежеподкрашенной ракетной технике, стала монументальной, неприкосновенной. Фильмы тематики Великой Отечественной выходили десятками, сотнями. Вот уже некоторые национальные студии начинают за глаза называть 'Партизанфильмом'. И предсказуемо уровень лент на опаленные сюжеты начинал снижаться. Уже от картин не требовалось инноваций 'Летят журавли', психологизма 'Они сражались за Родину', интеллектуальности 'Семнадцати мгновений весны', душевности 'А зори здесь тихие', эпичности 'Освобождения', шока 'Иди и смотри'. Плановый госзаказ.
Вот дошла очередь и первого города-героя Одессы, благо, и своя киностудия всегда под рукой. И сорок лет спустя на экраны вышел двухсерийный фильм о двух с половиной месяцах отчаянной обороны города-песни, города-любимца. В простреленных насквозь степях наспех собранные среди солдат, моряков и ополченцев батальоны держали линию. Вот уже место погибших занимает пожилой рабочий, безусый юноша, близорукий музыкант, переставшая смеяться девушка. Они верят, что ещё немного - и Одесса станет началом общего перелома. Танки встречали обшитые стальными листами трактора, к одной винтовке на троих была горстка патронов, лишь лопат и бутылок с горючим было в достатке. И вот, когда первый, второй, сотый наскок был отбит, и вражеская артиллерия уже не доставала до центра города, Красная Армия ушла. Спасать горевший Севастополь - оплот черноморского флота. Жемчужина пала.
Фильм 'Подвиг Одессы', несмотря на материал и зеленую прокатную улицу, не стал значимой картиной. Причин много. Это и неопытный режиссер Владимир Стрелков, разметавший ленту на эпизоды, которые из-за неоднородности не сходились в единое целое. Как и положено заказным картинам, жирной диагональю прочерчены вехи красных генералов, озабоченно докладывающих обстановку телефонной трубке, мудро руководивших измученными подчиненными 'Мы переделываем три трактора в танки' - 'Мало, чтобы к завтра их было семьдесят'; 'У нас нет взрывателей для гранат' - 'Чтобы сейчас же были найдены'; 'Дайте нам на передовую хоть какие винтовки' - 'Добывайте оружие в бою!'. Иногда даже наши великие генералы выезжали на легковушке туда, где взрывалось и по-отечески смотрели на вихрастого солдатика, который шёл с огнеметом на танки. А вот среди солдат (моряков) харизматического героя создатели не сотворили.
Основной упор был сделан на черноморца Игоря Скляра, который из белозубого сорвиголовы должен быть символом русского защитника. Но переступить буффонадный артистизм тому не удалось. Другим значимым фигурам отечественного кинематографа (практически в каждой советской ленте их было немало) раскрыться не дали. Вот Харатьяну выделили пару эпизодов, чтобы героически погибнуть. Вот Сергей Проханов отработал пятиминутку, не пуская на передовую гражданских. Усталый Брондуков подаёт пулемётную ленту, скромно устраиваясь с краю кадра. Наталья Гундарева старательно имитирует одесский говор. Мелкую роль Наталья Крачковская безуспешно пытается разнообразить крупногабаритной суетливостью.
А привычный к военному кино глаз без труда замечает ляпы, снижающие ценность картины. Вот ополченцы стоят неуклюжим строем спиной к полю, не обращая внимания на едущие метрах в тридцати от них танки. Или всегда новенькая бескозырка на голове Кости, несмотря на то, что его два месяца обволакивает пыль от разрывов снарядов. Неуклюжий бег фашистских автоматчиков и их слепые очереди в молоко с двух шагов. Абсолютно неразрушенный на протяжении всего экранного времени город, ну, буквально, ни одних руин. Большинство 'боевых' кадров стыдливо подменяют кинохроникой. Окопы в голой степи максимум в полметра глубиной. И так далее.
Тем не менее, 'Подвиг Одессы' нельзя назвать плохой картиной. Скорее, рядовой, производственной. Но, хотелось бы, чтобы имея современные возможности и арсенал хорошего советского военного кино, новые режиссеры, сценаристы, актеры почтили память защитников приморского города качественными работами. Не каким-нибудь мейнстримовым 'Мы из будущего', а хотя бы уровнем 'В августе 44-го' (2001) или 'Брестской крепостью' (2010). Первый город-герой этого заслуживает.