Прощай (СССР, 1966) — Смотреть фильм
«Прощай» — советский чёрно-белый художественный фильм о Великой Отечественной войне, снятый в 1966 году поэтом Григорием Поженяном по собственному сценарию.
Весна 1944 г. Фашисты ещё в Севастополе, там идут ожесточенные бои. А в освобожденной Ялте стоят мирные дни, и кажется, что война ушла из этой жизни, что она далеко и не опасна.
Но для моряков дивизиона торпедных катеров, базирующихся в Ялте и ежедневно совершающих вылазки в сторону Севастополя, это были суровые дни. Многие из них героически погибли, выполняя ответственные боевые задания.
Смотреть фильм "Прощай" (1966) в хорошем HD 720 - 1080 качестве:
Фильм "Прощай" (1966) смотреть онлайн бесплатно в хорошем качестве:
Более честное слово
Великой Отечественной войне посвящены многие сотни кино-работ, и вышедшая в 1966-м году на экраны страны картина Г. Поженяна 'Прощай' - одна из них. При этом фильм весьма нетипичен для советского кинематографа, он выделяется из общего ряда своей нестандартной манерой, своеобразным почерком. Не будучи кинорежиссёром по профессии, да ещё и дебютировав в этом качестве, Григорий Поженян сумел снять картину, как минимум, интересную.
Ранняя весна 1944-го, Ялта уже освобождена от немцев, а вот в соседнем Севастополе ещё вовсю гремят бои. Дивизион торпедных катеров переброшен сюда, в Ялту, откуда моряки уходят в рейды на перехват немецких судов, обеспечивающих транспортную цепочку с осаждённым Севастополем. Наиболее неуязвимым для наших катеров является парусник 'Лола', уберегаемый от магнитных мин своим деревянным корпусом, а от торпед низкой посадкой. Впрочем, ни мины, ни торпеды, ни самолёты советское командование не решалось использовать уже по той причине, что трюмы 'Лолы' были заполнены детьми - гитлеровцы использовали последних в качестве живого щита. Как подобраться к 'Лоле', как разрешить данную головоломку, как освободить детей - ответы на эти вопросы пытаются найти морские офицеры Подымахин (Виктор Авдюшко), Баталин (Валентин Кулик), Кикнадзе (Бимболат Ватаев), Юровский (Александр Стефанович), Чудаков (Валерий Шапкин) и Старыгин (Олег Стриженов).
Однако, морские сражения занимают в картине незначительную часть времени, основное внимание уделено жизни вышеназванной офицерской компании на суше. Вот они все вместе прогуливаются по освобождённой весенней Ялте, вот лежат-отдыхают на морском берегу, а вот и собираются за столом, пьют водку, поют песни. Именно здесь, в сцене застолья, лихо исполняет сольный номер с гитарой молодой актёр Олег Стриженов, и именно здесь мы видим совсем молоденькую актрису Ангелину Вовк (по фильму - молодая жена офицера Чудакова) - это единственная роль в игровом кино будущей популярной телеведущей! Первой же скрипкой в качественном актёрском ансамбле картины является Виктор Авдюшко, играющий главного героя Матвея Подымахина. Командир торпедного катера Подымахин - настоящий русский мужик, где-то рассудительный, где-то бесшабашный, но вне всякого сомнения патриот своей Родины. Не любящий бросать слов на ветер, знающий цену обещаниям, предпочитающий легкомысленному 'до свидания' более веское и более честное для войны слово 'прощай'.
Большую долю своеобразия вносит в картину музыка М. Таривердиева. Или даже не столько сама музыка, сколько музыкально-поэтические композиции на стихи Григория Поженяна - не называю это песнями, поскольку оригинальную поэзию Поженяна трудно петь, - скорее, это начитывание стихов под аккомпанимент оркестра Таривердиева. Для меня, например, было весьма интересно впервые услышать в оригинале проникновенные композиции 'Я такое дерево' и 'Дельфины'. В целом, музыка и поэзия задают тон и настроение на протяжении всей картины.
Мне кажется, важно отметить, что ключевой создатель фильма - автор сценария, постановщик и автор стихов Григорий Поженян - сам является ветераном прошедшей войны. Более того, воевал Григорий Михайлович именно командиром торпедного катера, поэтому сомневаться в правдивости деталей фильма не приходится. Что касается того, КАК воевал капитан-лейтенант Поженян, то об этом лучше всего свидетельствуют воспоминания командующего Черноморским флотом адмирал Октябрьского: 'Более хулиганистого и рискованного офицера у себя на флоте я не встречал! Форменный бандит! Я его представил к званию Героя Советского Союза! А он потом во время Эльтигенского десанта выбросил за борт политработника!.. Естественно, последовала жалоба в Верховный Совет.' Думается, в образ главного героя фильма Подымахина постановщик картины вложил немало от себя самого.
Есть у картины, конечно, и свои минусы. Например, мне больше всего непонятно, как в непосредственной близости от фронта (от Ялты до Севастополя меньше 100 километров) может бурлить НАСТОЛЬКО мирная жизнь - танцы, бракосочетания, тишь, гладь, да божья благодать. Но опять же, приходится довериться автору - непосредственному очевидцу тех событий. Ему виднее.
7.5 из 10