Рожденный свободным (США, 2005) — Смотреть фильм
Главный герой фильма "Рождённый свободным" обычный солдат по имени Джим Рэбб, который несёт службу в Первой Мичиганской кавалерии Союза и получает приказ офицера убить только что родившегося жеребёнка, названного Кольт. Джим не находит в себе силы отнять жизнь у маленького существа, так нуждающегося в помощи и защите и берёт на себя ответственность, хотя это значительно осложняет его и так не простое существование. Во время одного из нападений на лагерь, жеребёнка крадут и чтобы вернуть его, Джиму предстоит рисковать жизнью.
Вот пуля пролетела и...
Шолохов по-настоящему велик и гениален. В масштабной эпопее или в коротком рассказе. Его темы универсальны и по-человечески близки, будь то широко разливающийся «Тихий Дон», бескрайняя «Поднятая целина» или сжатая в кулак «Судьба человека» - стоит только разложить авторский текст по сценарному полю и расставить на нём фактурных действующих лиц с неглупыми актёрами.
Режиссёру как будто повезло: на главных, да и на второстепенных позициях оказались самые подходящие для того исполнители, принявшие историю и ощутившие её внутренний дух, впитав замысел великого советского писателя и его гуманистический посыл.
Гражданская война, перенесённая из донских степей в долины Америки, полнится всё той же кровью и потерями близких людей: северянин Джим Рэбб только что схоронил родного брата, отправив родителям печальную весть, а южанин сержант Вудрофф, вместе с отрядом, мыкает по лесам своего раненого сына, слепо веря, что его можно ещё спасти.
Неожиданное рождение жеребенка, новая жизнь, появившаяся посреди поля брани, пробуждает в отживших сердцах усталых бойцов ностальгию по дому и семейному покою, побуждая сохранить неуместное лошадиное потомство, привязываясь к нему в надежде, что худшее их обойдёт.
Враждующие отряды отмеряют мили по опасной земле, чтобы окончательно встретиться у брода быстрой реки. Но до того момента у каждого из солдат будет время, чтобы показать характер, одним подумать о смысле и цели, другим найти в себе силу и мудрость добра, а третьим остаться со слабостью и обманом предательской лжи.
Лирика домашнего быта и прозаические картинки короткой передышки среди фермерских лугов пресекаются отрывистыми стычками, набитыми хаосом паники внезапного огня, резким противостоянием людей, являющим истинную суть и существо взаимного уничтожения, встающим в полный рост и мечтающих о мире, идущих в бой и оплакивающих павших, встречающих смерть и думающих обрести покой.
Кто-то ведь помог русскому режиссёру, присоветовал взять Райана Мерримана на главную роль, кто-то ведь всмотрелся в отцовские глаза Уильяма МакДональда, кто-то разглядел дезертира, протестировав, на что способен Хэйг Сазерленд – без них вышло бы совсем не то. К тому же, Штефан Херриган не дал актёрам места для отступления, успешно сохранив в сценарии шолоховскую человечность и жестокую правду бездушной бойни, не позволяя картине увязнуть в лишних словах и чрезмерной эффектности. Из этого благодатного материала Елена Ланская, поймав звук от Миши Сегал и сладив с операторской хваткой Джона Джоффина, смогла сделать полное откровенного трагизма, волнующее и пронзительно скорбное кино.