Создатели тени / Толстяк и Малыш (США, Мексика, 1989)
Фильм знаменитого режиссёра Роланда Джоффе расскажет Вам об истории создания самого страшного оружия на Земле. Ньюман играет сурового генерала Лесли Гроувза, который руководит совершенно секретным проектом «Манхэттен».
Фильм "Создатели тени" (1989) смотреть онлайн:
Альтернативный источник фильма "Создатели тени" (1989):
Проявление инстинкта
После успеха документальной драмы «Поля смерти», которая удостоилась восьми премий БАФТА и трёх «Оскаров», режиссёр Роланд Жоффе решил снова обратиться к военной тематике, и в 1989 году снял ленту уже о Второй мировой войне. Но войны, с громкими взрывами, эффектными сражениями и смертоносными пулями, в фильме «Создатели тени» (1989) нет. Здесь война остаётся за кадром, а точнее, за колючей проволокой, огораживающей то ли полигон для военных учений, то ли местность для секретных разработок. Теперь уже Жоффе непозволительно коверкать факты и давать свободу мысли и воображению, как в его предыдущей исторической драме «Миссия», где документальные факты частично растворялись в легендах, которые передавались из одного поколения в другое.
И Вторая мировая война ещё не забыта в наших трепетных сердцах, а раны и увечья многих стран ещё будут долго заживать, поэтому, английскому режиссёру пришлось хорошенько подготовиться, прежде чем выносить на всеобщее обозрение документальную ленту, спрятанную в обвёртку художественной драмы. Но вот тема фильма довольна язвенная, и события, до сих пор оставившие горький привкус во рту у всех жителей планеты, остаются до сих пор актуальными – а именно, разработки и внедрения ядерного оружия военными силами.
«Манхэттенский проект» - программа США под руководством генерала Лесли Гровса и американского физика Роберта Оппенгеймера явила миру три атомные бомбы. Первая была взорвана при ядерном испытании, от двух других «жёлтые макаки» попадали с деревьев. И обида за оплеуху в Пёрл-Харборе никак не давала американскому народу забыть население восходящего солнца и…«макаки» то посыпались, только вот этими обезьянами оказался ведь весь мир.
И если первая половина картины пропитана американской обидой, злобой и стремлением вырваться вперёд в техническом прогрессе, затмевающим разум человечества к построению мира и покоя, то далее, во всей красе, представлены её итоги на примере одного учёного, получившего смертельную дозу радиации в испытаниях ядерной бомбы. Хрипеть на больничной койке, превращаясь в овощ и с чудовищными болями покидать эту грешную землю – вот она, цена многомесячных трудов не одного десятка самых лучших учёных, собранных в одной закрытой от цивилизации зоне. Революционные открытия в физике сыграли не на руку всему человечеству, и хотя ядерный взрыв так красив, но за этой красотой не видна гибель и тотальное уничтожение человечества.
Но режиссёр не плетётся за этими учёными с завязанными глазами. Умело вкладывая в своё повествование сюжетную линию любви, он, как на чаше весов, взвешивает и отношения Оппенгеймера к любящей жене и его связь с коммунисткой. Но неужели стремление к новым открытиям перевесят всяческие личные отношения, и сотрётся грань в вопросе проявления инстинкта – убивать или же сохранять жизни? Или же бег по лестнице к вершинам всемирного господства так затмевает разум и чувства, что люди готовы превратиться в самых настоящих убийц, убийц всего живого?
Впрочем, к документальным событиям к Жоффе придраться можно, но не стоит забывать, что перед нами художественная картина, которая повествует о тех военных событиях. Да и выступая сценаристом, трудно усомниться в том, что режиссёр не опирался на книгу воспоминаний генерала Гровса «Теперь об этом можно рассказать», изданную в США ещё в 1962 году.
И Пол Ньюман, в роли этого генерала, выбивается вперёд своей интересной игрой, воссоздав на экране значимую в истории личность. Но вот с уверенностью сказать, что он идеально подходит на эту роль, сравнивая даже только его внешность с внешностью генерала, пожалуй, не стоит. Но Ньюман уже не раз за свою карьеру играл военных разных мастей, и любая форма, будь то рядового солдата или же мундир генерала, идеально сидит на нём. Поэтому, уже не молодой актёр с легендарными голубыми глазами, вмиг трансформируется в такую интересную и сильную личность, как Лесли Гровс.
Но и режиссёр не выставляет фигуру Гровса на первый план, а всё-таки, пытается своей картиной открыть, перечитать и вспомнить одну из неприятных страниц истории. От тех лет никуда не убежишь и успокаивает то, что Жоффе не побоялся показать Америке прошлую ошибку и закончить своё повествование на открытом вопросе, на который весь мир должен дать ответ. И это вопрос вертится не только вокруг атомной бомбы, но и направлен на каждого из нас, на нашего соседа и даже, лучшего друга.