Третий человек (Великобритания, 1949)
Холли Мартинс, автор бульварных романов, в надежде получить работу приезжает в послевоенную Вену по приглашению старинного приятеля Гарри Лайма. Увы, буквально накануне тот погиб в результате несчастного случая.
По мнению полицейского Кэллоуэя, Лайм был темной личностью, рэкетиром и спекулянтом. Мартинс решает провести собственное расследование, чтобы снять с друга обвинения в преступлениях, которые, как он уверен, тот не совершал.
Более того, Мартинс уверен, что его друг был убит, а его убийца где-то рядом…
Фильм "Третий человек" (1949) смотреть онлайн бесплатно:
От жизни «по понятиям» к гражданскому обществу
О художественных и кинографических достоинствах фильма «Третий человек» уже сказано много. Хочу обратиться к его культурно-историческому значению: а не превратился ли он в музейный экспонат, в Вене ведь даже есть музей этому фильму посвященный. Да и в рецензиях уже есть намеки. Фильм снят и описывает события в Австрии более чем 60-летней давности, а сегодня он ещё актуален? Почему он стал культовым в Австрии, только ли из-за кино-достоинств? Хотелось бы думать, что не только из-за этого.
Мне представляется, что главное значение этого фильма заключено в его направленности на анализ глубинных процессов катастрофической трансформации общественного и индивидуального сознания послевоенной Европы. Это связано с болезненным переходом (как это обозначено в заголовке) от доминирования социальных порядков на основе индивидуально-родовых устоев и жизни по неписанным, но всеми принимаемым как 'само-собой-разумеющееся' нравственным понятиям, к жизни по «писаному» закону, к гражданскому обществу. При этом традиционные нравственные правила (предпочтения родственных отношений, дружбы и т.д.) не отбрасывались как устаревший хлам, нет, конечно. Человечество подобные трансформации уже неоднократно переживало и выходило из них в качественно новом состоянии (хотя и не всегда прогрессивном).
В рассматриваемом случае традиционные устои сохраняют свою власть, но сужается их область действия, они отступают из области общественных отношений (в духе нуара - из области «света») в область «тени» - близкого для личности круга связей, чувств и переживаний отдельных людей. При этом человек оказывается перед необходимостью произвести переоценку значения кровнородственных, дружеских и других интимных связей с другими людьми и признать их в определенных социальных ситуациях вторичными, по сравнению с конкретными социально-гражданскими требованиями, условиями и отношениями.
Именно в этом, на мой взгляд, заключено не уменьшающееся значение результатов творчества авторов фильма для Европейской культуры, в документировании этого тяжелейшего духовного кризиса. А теперь, обратимся к условиях современной России, - это опять становится проблемой катастрофической важности, когда особенно актуально сделать выбор: жить «по понятиям» или по закону (понимая, что законы пишут и контролируют подобные нам же депутаты и чиновники): для людей «во власти», для бизнеса в обществе, для индивида в качестве гражданина (и такое можно мыслить – не берут взятки там, где их не дают). Для нас может показаться низостью – доносить на друга-нарушителя (тем паче – на преступника), а для них, прошедших такую катастрофическую ломку – это святой долг. Для нас - как не порадеть «своему» человечку в конкретной ситуации (ведь это единственное исключение - ей богу, а в остальном, ко всем другим - ни-ни…).
Фильм «Третий человек» с исключительной силой, как исторический документ запечатлел кризис и духовную трансформацию послевоенного европейского общества, которая, на мой взгляд, и делает нас (Россию и Европу) принципиально различными (но не только это). Сегодняшняя Европа – следствие не только этой трансформации, но также и многих других. Но уже этот перелом вел к снижению роли общинного (классически социального, традиционного), отходу его на второй план и старту процесса доминирования формально-правовых отношений, а следом за этим – господства (рискую даже так сказать) индивидуального в рамках формальных социальных правил. Сегодняшнее крайнее проявление такой линии развития мы видим. А об этом ли мы мечтали?
Балы классике считаю ставить как-то. .., да и надо ли? 'Мадонна уже не нуждается, чтобы её любили'.