В начале славных дел (СССР, ГДР, 1980) — Смотреть фильм
В конце XVII века Российская империя сталкивается с серьёзными экономическими проблемами, так как отсутствие выхода к морю препятствует торговым связям. Молодой и амбициозный царь Пётр I принимает смелое решение: начать строительство мощного военно-морского флота, который изменит судьбу государства. Однако на пути к реализации этой грандиозной идеи встают не только внешние трудности, но и внутренние враги. Среди бояр, привыкших к старым порядкам, нарастает недовольство действиями молодого самодержца. Фильм погружает зрителя в атмосферу тех времён, показывая ключевые моменты жизни Петра I, его решимость изменить страну и преодолеть сопротивление влиятельных слоёв общества. Захватывающий сюжет раскрывает противостояние между новаторскими идеями царя и традиционализмом боярской элиты, а также демонстрирует масштаб исторических событий, которые определили будущее России.
Дорога перемен
Споры о Петре Первом не утихают уже три столетия. Кем он был? Величайшим реформатором в истории или психически неуравновешенным тираном, разрушителем национальных устоев? Для режиссера Сергея Герасимова ответ не так очевиден, как может показаться. Возможно, как раз поэтому его дилогия 'Юность Петра' и 'В начале славных дел' стала одним из высших достижений советского исторического кино. Эти два фильма задуманы и сняты как цельное произведение со сквозным сюжетом, но, на мой взгляд, 'В начале славных дел' - кино чуть более динамичное, зрелищное и драматичное. Петр здесь уже добился высшей власти, и Россия двинулась по дороге перемен...
Пожалуй, единственная проблема картины - хронометраж 2 часа 18 минут Сергею Герасимову оказался тесноват. Судьбы некоторых персонажей обрываются буквально на полуслове (Цыган в исполнении народного артиста СССР Петра Глебова). К счастью, режиссер собрал мощный актерский состав, а такие мастера, как тот же Глебов, а еще Лапиков, Кашпур, Гринько любой эпизод сделают украшением фильма.
Отдельный респект - Дмитрию Золотухину, блистательно сыгравшему Петра. С его героя хочется писать картины. Не случайно Герасимов в одной из сцен откровенно 'процитировал' шедевр Валентина Серова 'Петр Первый на набережной Невы'. Вместе с тем Петр Золотухина - не забронзовевший император, а вполне живой человек, с понятными всем проблемами: жена не понимает, любовница обманывает, а лучший друг за спиной царя потихоньку подворовывает... Создателей фильма восхищает масштаб личности и целеустремленность Петра, но они не закрывают глаза на его слабости и противоречия эпохи. Преобразования, затеянные Петром в России, грандиозны, но строилась империя на костях и крови простых людей. Эту двойственность Сергею Герасимову удалось передать великолепно.
8 из 10