Время вернуться (Беларусь, 2024) — Смотреть фильм
Июнь 1944 года. В окрестностях белорусского города Орша разворачиваются события, ставшие основой сюжета фильма о борьбе советских партизан. Группа под командованием Ивана Райкова отправляется на разведку, чтобы выяснить обстановку в регионе. Однако операция усложняется, когда в леса отправляется элитная ягдкоманда, специально обученная для подавления партизанских отрядов. Фильм раскрывает напряжённую борьбу за выживание, где каждый шаг партизан ставит их перед выбором между жизнью и смертью. Захватывающий сюжет погружает зрителей в атмосферу постоянной опасности, героизма и сложных моральных решений, которые предстоит принимать героям на фоне войны.
О тех, кто освобождал Беларусь
Фильмы на военную тематику всегда были визитной карточкой отечественного кинематографа. Беларусь неспроста называли партизанским краем. Именно отсюда, с проведения одной из самых масштабных военных операций – операции «Багратион», берёт свои истоки окончательный разгром фашистской Германии. И немалую роль в её подготовке, успешном проведении сыграли белорусские партизаны. Именно этому героическому эпизоду в истории Великой Отечественной войны и посвятил свой очередной фильм талантливый белорусский режиссёр Иван Павлов.
Как вы уже догадались, фильм основан на реальных событиях и рассказывает об уникальной операции белорусских партизан, нашедших путь в тыл врага через непроходимое болото, днях, предшествующих операции «Багратион» и освобождению Беларуси. Прототипами большинства героев также стали вполне реальные исторические персонажи. Например, героический белорусский партизан Иван Рыльков (в фильме – Иван Райков), достойно исполненный актёром Андреем Сенькиным. Или его напарник – Герой Советского Союза узбек по национальности Мамадали Товпалдыев, по прозвищу Казбек (на экране его воплотил Алексей Тахаров). Последнего Адольф Гитлер считал своим личным врагом и назначил за его поимку награду в 50 тысяч рейхсмарок. Кстати, рабочее название фильма – «Казбек». Все эти факты очень хорошо отражены в самом фильме.
Своих реальных прототипов имеют и бесстрашный еврей-партизан Яков – актёр Тимур Бурин сумел создать на экране весьма колоритного персонажа, чего только стоит его неизменная шапка. И немецкий врач Гельмут Хартман, перешедший на сторону партизан. Думаю, его прототипом стал минский врач, известный хирург Евгений Клумов, который передавал белорусским партизанам медикаменты, инструменты, отлично владел немецким языком, но отказался отправиться в Германию возглавить там кафедру Лейпцигского университета. За что был отправлен в концлагерь. Кстати, внешне он очень похож на актёра Дмитрия Фрида, исполнившего эту роль в фильме. Яркими получились в киноленте и женские образы: мама Райкова, медсестра в партизанском отряде – Катя, связная в оккупированной Орше – Люба, девушка Яська, чудом выжившая в результате истребления карателями родной деревни.
В эпизодах из партизанского отряда есть и четыре мальчика – это прототипы людей с реальных фотографий партизанского движения, которые нашла художник по костюмам в процессе подготовки к съёмкам фильма. Они также вошли в сюжет фильма.
Конечно, какой же фильм не обходится без романтической линии. В сюжете их целых две, и все выглядят очень душевно и при этом по-военному сдержанно. Быстрые взгляды, случайные прикосновения – всё это под зорким вниманием полицаев и ягдкоманды «охотников» на партизан. Эти сцены придают сюжету остроты и напряжённости. Нечто подобное мы наблюдали, например, в «Семнадцать мгновений весны» при встрече Штирлица со своей женой. Свои романтические чувства сложились и в среде партизанского медпункта. Ощущение скоротечности времени, того, что в любой момент можно уйти на задание и с него не вернуться, опасение быть не понятым или отвергнутым – всё смешалось в этих эпизодах, явно вызывая эмоции у зрителя. Нужный психологический эффект имеют и длительные «застывшие» кадры, лица крупным планом в моменты кульминации. Подобных эпизодов в фильме несколько и они многого стоят. Этому, по собственному признанию режиссёра Ивана Павлова, он научился у своего учителя Виктора Турова.
Вообще, как мне показалось, это фильм даже не только о войне, столько о людях на войне. Которые любят, рискуют, жертвуют ради того, кто остаётся, может быть умрёт завтра, а может и доживёт до Победы. Кто думает о родной матери, что ждёт возращения, о любимой, от которой и далеко и близко, кто, сам испытывая неимоверный трудности жизни в партизанском лесу, спасает детей, ведь не может иначе. Кто идёт в бой, зная, что он будет последним. Как-то в интервью Иван Павлов признался: «Это на самом деле не так просто – нужно уметь любить жизнь». И фильм как раз об этом.
Уже по сложившейся традиции, в начале и финальных сценах картины представлена документальная хроника событий, дабы придать сюжету ощущение реалистичности и усилить драматизм. Кстати, в самом конце фильма создатели сообщают, как сложилась дальнейшая судьба ряда ключевых персонажей, так что не спешите покидать зрительный зал кинотеатра.
Таким образом, в фильме задействован яркий белорусско-российский тандем актёров, а одна из задумок режиссёра – показать большую роль партизан в подготовке к проведению операции «Багратион», а также интернациональный состав этих бойцов – вполне удалась. Есть в киноленте и элементы компьютерной графики, без которой, наверное, не обходится сегодня ни один военный фильм.
Съёмки стартовали 23 июня и проходили до 1 сентября 2023 года, режиссёр сознательно выбрал эту дату – именно 23 июня 1944 года началась операция «Багратион». Снимали киноленту в Беларуси в Смолевичах и Березинском биосферном заповеднике. Бюджет фильма составил 4 миллиона рублей (около 1,3 млн. дол.). Планируется, что «Время вернуться» появится в ближайшее время на стриминговых площадках, предполагается его прокат и в соседней России.
9 из 10