За пригоршню долларов (Италия, Испания, ФРГ, 1964) — Смотреть фильм
Вестерн "За пригоршню долларов" посвящен безымянному мужчине, прибывающему в приграничный городок под названием Сан-Мигель. Первое что он видит, мертвого человека, привязанного к лошади. Бандиты пустили жертву ехать по улице, чтобы запугать простого обывателя. Главный герой отправляется в бар, дабы немного выпить и узнать новости. Оказывается, американцы из клана Бакстеров воюют с мексиканцами Рохо. Правда, конфликт вялотекущий, а "Стрелок" намерен подзаработать, спровоцировав обе стороны на резню. Для начала он расстреливает четырех головорезов, убедившись в отсутствии свидетелей. Далее главный герой отправляется к Рамону и предлагает "отомстить" противникам за произошедшее. Так же он узнает, что красотка Марисоль, ныне являющаяся любовницей лидера "латиносов", ранее была замужем за картежником. Благоверный проиграл женщину как обыкновенную вещь. Бакстеры договорились продать оружие кавалеристам из Мексики, о чем узнают Рохо. "Стрелку" дают задание прикончить всех участников встречи. Данная авантюра увенчалась успехом, после чего настала пора переметнуться на другую сторону.
Вестерн - жанр очень специфический и мною сознательно игнорируемый. Мне не нравится Дикий Запад и все, что с ним связано - индейцы, ковбои, мрачные супергерои, прихлебывающие виски и смачно сплёвывающие вбок, девушки в корсетах и города, состоящие из одной улицы, по которой носится перекати-поле. Не трогает меня это. Другое дело, когда мы видим ироничный вестерн, вроде 'Молодых стрелков' или пародию на него, как 'Мокасины маниту'. Но этот фильм Серджио Леоне имеет в киноманской среде культовое значение. Классика классики. Естественно, пропускать фильм, ставший событием 60-х, не хотелось, тем более, что Иствуда я вполне уважаю, как актера и как режиссера.
Кажется, именно этот фильм и сделал Иствуда суперзвездой и королем жанра. Что ж, вполне заслуженно. Когда на экране демонстрировалась эта картина, как мужской, так и женский пол сходил по Клинту с ума. Я их понимаю - мистер Иствуд - герой в самом прямом смысле этого слова. Прирожденный лидер, абсолютный мужчина, настоящий 'крутой' в понятиях дикозападных аборигенов. От него исходит такая мощная харизма, такая притягательность, ему хочется подражать (не зря у него столько пародистов), его хочется копировать.
Эту неторопливую походку совершенно уверенного в себе человека, эту немногословность, этот прищур, это хладнокровие и железное спокойствие в любых ситуациях, это благородство и честность, этот проницательный ум, который никогда не дает чувствам взять верх, эту верную и крепкую руку, эти острые глаза. Хочется прицепить себе на пояс кольт 45-го калибра, который станет тебе самым верным другом и помощником и очистить мир от ублюдков... Да, образ у Клинта Иствуда получился действительно шикарным, нетрудно догадаться, почему он так долго штамповался в одном жанре - попробуй бросить роль, если она написана под тебя!
Теперь, когда актер сыграл множество других ролей, раскрылся, как талантливый постановщик, можно говорить о действительно крупном и оригинальном киноавторе, тогда же у Иствуда сложилась только маска, постоянный образ, который будет эксплуатироваться многократно, как и все удачные находки Леоне.
В остальном, фильм представляет собой традиционный спагетти-встерн с ног до головы. Неторопливо раскручивающееся действие, происходящее якобы на границе штатов с Мексикой, главный супергерой, в одиночку спасающий городок от банды омерзительных уродов-убийц, эффектные появления героя, выхватывание кольта из кобуры, 'значимые', 'весомые' фразы, с презрением брошенные героем в лицо бандиту, благодарные спасенные, обязательное перекати-поле, погони на лошадях, верный друг и сладкая месть... Все это сделано хорошо, но поскольку я вестерны не люблю, то меня это и не тронуло особо. Хорошая постановка, все правильно и традиционно, скучновато.
Как известно, вестерн сам себя давно уже похоронил и дело тут, мне кажется, в том, что жанр 30 лет варился в собственном соку, не допуская никаких новых веяний. И, в конце концов, превратился в болото, куда засосало всех бывших звезд вестерна, режиссеров и актеров, и слава Богу, что некоторые, вроде Иствуда, оказались выше рамок жанра и доказали свое умение приспосабливаться к меняющемуся миру кино. Вестерн - однообразный, закостенелый, негибкий жанр. И это погубило замечательные начинания Леоне.
Итальянский вестерн себя изжил, теперь это классика, история. Естественно, это один из лучших образцов ненужного в современных условиях жанра. Кстати, в Америке фильм вышел лишь спустя 3 года после выхода в Италии. Видмо, американцы долго присматривались к нему, проверяли на жизнеспособность. Что ж, фильм вполне способен жить и сейчас на полках киноманов, любителей классики, вестерна или Иствуда. То, что это римейк японского 'Телохранителя' - большой роли не играет. Просто удачный и расхожий сюжет был взят за основу и основательно переработан. Это не то, что современные римейкеры вытворяют - сдирают слово в слово, да еще и ухитряются опозорить оригинал. Фильм Леоне своего предшественника не только не опозорил, но, пожалуй, и прославил.
Что еще остается отметить? Знаковую музыку Энрико Морикконе, которая стала темой для десятков подобных лент. Что мы имеем в итоге? Достойную ленту искусственно созданного жанра, которая стала частью истории и вехой в кинематографе, благодаря работе над ней легендарных личностей. А то, что этот фильм - один из самых цитируемых в мировом кино (достаточно вспомнить яркую сцену в 'Назад в будущее-3', пародирующую эпизод с железной пластиной под накидкой), и один из фильмов, вдохновляющий многих авторов на свои опусы, - достойно всяческого уважения.
8 из 10