Зажечь в Касбе (Израиль, Франция, 2012) — Смотреть фильм
События фильма "Зажечь в Касбе" разворачиваются в Секторе Газа летом 1986 года. Туда с целью патрулирования присылают отряд солдат срочной службы, которые еще не прочувствовали на себе все тяготы войны. Ребятам приходится столкнуться с истовой ненавистью местного населения. Люди все время бросают в них булыжники, а оружие солдат заряжено резиновыми пулями. Задействовать настоящие им разрешено лишь в исключительных ситуациях. Между солдатами и местными жителями возникает ожесточенное противостояние, которое вскоре приводит к гибели одного из срочников.
Ярив Хоровиц: «Рассказанная мной история — мой личный опыт. У нашего поколения остался сильнейший посттравматический синдром»
Картина «Зажечь в Касбе» имеет достаточно богатую фестивальную судьбу, в частности, в 2013 году лента получила премию Международной ассоциации арт-кинотеатров в секции «Панорама» Берлинского кинофестиваля. Действие фильма происходит во времена так называемой Первой палестинской интифады, когда палестинцы восстали против израильской оккупации Газы. Для патрулирования территории посылают солдат срочной службы, еще неоперившихся мальчиков, которые постепенно погружаются в пространство абсолютной ненависти. У них резиновые пули и только на самый крайний случай — боевые. Палестинцы вооружены камнями. На первый взгляд, это сложно назвать войной, что-то в этой «несерьезности» (резиновые пули, камни) кажется комичным, но только до той поры, пока одного из сослуживцев не убивают.
Заслуга режиссера заключается в том, что он намеренно избегает стереотипов и киноштампов, присущих военным фильмам: это — несомненная победа картины. В определенных местах она напоминает «Апокалипсис сегодня» Фрэнсиса Форда Копполы и «Цельнометаллическую оболочку» Стэнли Кубрика. И там, и там — бесславная война, рожденная не необходимостью защиты своей земли, а прагматизмом политиканов, поэтому каждая смерть здесь — это очередное вглядывание в абсурдность происходящего. Невозможно объяснить смерть молодого человека, даже назвав его героем и пообещав ему вечную память. В фильме Ярива Хоровица проскальзывают сюрреалистические ноты, наиболее точно отражающие нелепость насилия. Как преодолеть отчужденность между культурами, цивилизациями и разными народами? Кажется, что между мной и другим — непреодолимая бездна. Это ветхозаветное пространство порождает круговорот террора (зуб за зуб, глаз за глаз) — и режиссер не дает ответа, как преодолеть замкнутый круг, но показывает — он есть: от него не уйти.