Земляк (Италия, 1946) — Смотреть фильм
Фильм "Земляк" (1946) начинается вторжением союзников в Сицилию в 1943 году и кончается освобождением страны в 1945-м. Параллельно передвижению во времени фильм ведет зрителя вместе с американскими солдатами сквозь пространство - с юга на север через всю Италию. Река По унесет в море тела десантников, а маленькую сицилийку, пытавшуюся спасти американский патруль, обвиняют в измене. Звездно-полосатый освободитель вдруг ощутит чувство вины за римских проституток, а английская медсестра будет метаться по горящей Флоренции в поисках возлюбленного. Это не только дороги славы. Это война, как она есть.
Фильм "Земляк" (1946) смотреть онлайн бесплатно в хорошем качестве:
Землякам-американцам
А вот и второй фильм родоначальника итальянского (а похоже, и мирового) направления в кинематографе, названное неореализм. Годом ранее Роберто Росселлини снял буквально по горячим следам мощную драму «Рим, открытый город», в которой конец войны вот-вот настает, но люди умирают страшно и одновременно обыденно, без кинематографических художеств. Тот фильм поразил именно войной без красок, запустив настоящую волну подражания в мировом кинематографе. А уже год спустя итальянец снимает схожий по тематике – освобождение Италии от немцев – фильм «Земляк» (более распространенное название «Пайза»).
Честно скажу, такого впечатления как от «Рима» уже не было даже в первом приближении. Росселлини двухчасовой фильм разбил на шесть новелл, связанных только направлением продвижения союзных войск с юга на север, от острова Сицилии до реки По. Приемы Росселлини использовал старые – обыденность убийств, жестокость отношений, отсутствие позерства в диалогах. Вот только сами новеллы по степени сюжетной увлекательности были неоднородными, но обо всем по порядку.
История первая происходит в Сицилии. Отряд американцев берет в проводницу местную девчушку, та нравится одному из солдат, происходит вербальная коммуникация, но потом приходят немцы и все заканчивается для двоих печально. В этой новелле Росселини затронул тему несправедливости на войне. Американский взвод подумал, что «итальянка сука», а она (как знает только зритель) очень даже проамериканская особа… Ну не знаю, скучноватая история, давшая достаточно вялый темп всей постановке.
Вторая история – Неаполь. Местный беспризорник таскает за собой пьяного негра-патруля по городу. На первом этапе нигер плачется, что он не хочет домой – живет то в трущобах. А на втором этапе негр снова плачется – то у него сапоги сперли, а то у воришки и дома то нет… Тоже не проняло ну никак.
Третья история – Рим. А вот это изюминка всей картины. Местная проститутка Франческа снимает на улице пьянющего в умат американского солдата, а после непродолжительного знакомства выясняет, что уже с этим парнем встречалась, только при совершенно других обстоятельствах. Пронзительная история о моральной чистоте, способах выживании и, конечно же, несбывшихся надеждах. Для двоих. Вот если бы все новеллы у Росселлини в этом фильме были б на таком уровне – эту ленту можно обозвать шедевром. Но шедевра не вышло…
Четвертая история – Флоренция. Английская медсестра берет в напарники парнягу и оба начинают миссию – найти любимых людей. Медсестра ищет лидера местных повстанцев, в которого с древних времен влюблена, а мужчина – свою семью… В общем, интересно. Такая себе полудокументальная беготня с непременной демонстрацией обыденных убийств. Хотя уже по предыдущим историям понятно было, что все закончится, как минимум, разочарованием главных персонажей.
История пятая – где-то в горах на севере Италии. В местный монастырь прибывает три капеллана американской армии, их радушно принимают, но вдруг выясняется вызывающая наглость – католик (т. е. правоверный) среди них только один. Двое других – протестант и, не к столу будет сказано, иудей да еще и жид еврей… Вот честно, так и не понял, что этой историей хотел рассказать Росселлини. Ну антисемитизм в католической церкви 40-х – это еще ладно. Ну а куда писать возмущение церковников по поводу протестанта? Немцы, с которыми Ватикан тесно сотрудничал всю войну, собственно, кем были? В общем, мутная новелла, к тому же, явно скучноватая.
История шестая – камышовые заводи реки По. Где-то там загнанными оказались итальянские партизаны, которые ждут с воздуха еды и боеприпасов, а получают в подкрепление двух сбитых английских летчиков… В этой новелле Росселлини снял настоящий труп, который перевозили в лодке (считаю это кощунством – с таким же успехом можно было снять настоящее изнасилование или убийство человека – ведь это ж будет так «неореалистично»), а «ужас» пытался вызвать хладнокровным убийством итальянских партизан. Новеллка получилась несколько сумбурной, без ярких портретов героев.
Подведем итоги. Безусловно, стоит потратить два часа времени, чтобы посмотреть на все ужасы войны (итальянской кампании) без каких-либо художественных изысков. Однако отмечу, что Росселлини в своих лентах очень явно заигрывает с американцами, показывая их исключительно в ракурсе освободителей. Особо режет слух, когда немцев в фильме "Земляк" называют фашистами. И это в стране, в которой с 1922 года впитывалось двум поколениям подряд, что фашизм – это норма, а сама Италия была главным союзником Германии в Европе. Росселлини, делая догмат из концепции реализма, как-то застенчиво уходит во всех шести новеллах, что итальянское общество далеко не однозначно воспринимало наступление союзников. У Росселлини в фильме все белое и черное – есть хорошие американцы, храбрые итальянские партизаны – а им противостоят исключительно бессердечные немцы. А где же итальянская армия Муссолини? Даже в «Риме» этот водораздел режиссер обходил не так топорно.
"Земляк" (1946) надо обязательно настроиться, с попкорном и пивом он просто так не покатит. Это серьезное кино с претензией на изобличение ужасов войны. И многих эффектов Росселлини сумел добиться, вот только неореализм здесь вышел исключительно однобоким.
6,5 из 10
Позволю себе не согласиться со столь уничижительным мнением о фильме. Да - заигрывает, да - местами режет ухо, да - иногда скучноват и история с негром отстой. Но игра актеров очень даже цепляет и "пронимает" своей убедительностью даже при "вялости темпа". Персонажи кажутся соседями по дому. Вот он реализм в действии! Ужасы войны "изобличить" удалось. Убийства - они всегда убийства, обыденность их делает ещё ужаснее. Партизаны не меньше наших намучались, да ещё в трех камышинках, как там партизанить то? Отдадим им должное. Очень интересно было посмотреть итальянскую послевоенную повседневность, улицы Флоренции в непривычном виде. В целом фильм очень понравился. И не так уж удивительно, что сразу после войны из немцев делали козлов отпущения и всё валили на них, то худо, что теперь из нас пытаются этих козлов сделать.