Зима в военное время (Нидерланды, Бельгия, 2008)
Голодная зима в оккупированных немцами Нидерландах. История 15-летнего Михиля - сына бургомистра небольшого городка. Философия отца, который считает, что с немцами не надо задираться, сына явно раздражает, но благодаря ей отцу удается, например, предотвратить арест соседской семьи. Мальчику же гораздо ближе поселившийся в доме дядя Бен, который явно связан с подпольем. Но и от дяди есть секреты - Михилю почти случайно достался на попечение сбитый немцами раненый летчик-британец Джек, скрывающийся в убежище в лесу.
Фильм "Зима в военное время" смотреть онлайн бесплатно в хорошем качестве:
Альтернативный источник фильма "Зима в военное время" (2008) в HD 720 - 1080:
Уроки военного времени
Можно подумать: ну вот зачем всякие разные европейские карлики берутся снимать военное кино? Рассчитывают превзойти размах широкой голливудской мощи или просто поддержать правила хорошего тона, отметившись памятью о прошлых делах?
И ведь, оказывается, могут обходиться без раздутых бюджетов и высокогонорарных исполнителей, не уступая заокеанской батальной монументальности, а по части морально-психологического напряжения, проникающие несравнимо глубже многих художественных монстров фабрики грёз.
Холодок скепсиса остужает интерес к предмету сомнениями в содержательности европейских историй. Право слово, пролежали под оккупантами всю войну, погрязнув в коллаборационизме, отсиделись и дождались избавления, а теперь растекаются приторными воспоминаниями о сопротивлении.
«Где это твоё сопротивление?» - с таким вопросом пристает к мальчику Михилю один назойливый персонаж, узнав о разгроме местного подполья, недоумевая, как пятнадцатилетний парень смог организовать спасение пилота Королевских ВВС со сбитого фашистами британского самолета.
Говоря о сопротивлении, он, как и многие сейчас, подразумевал организованную борьбу: явки, пароли и прочую атрибутику авантюрно-криминального жанра, тогда как случай с подростком поднял на поверхность тему индивидуального противостояния, происходящего из личного отношения к войне и установившимся порядкам.
Мнимое соглашательство отца, не отказавшегося от должности бургомистра города, раздражает непокорного мальчика, но первый контакт с подпольщиками оказывается последним, оставив ему после разгрома тайник, в котором укрывался союзнический летчик.
Взвалив на себя ответственность за раненого пилота, Михиль ввязывается в крайне опасное дело, требующее серьёзного приложения сил, хитрости и сноровки. А ещё – опыта, который приходится нарабатывать по ходу стремительно развивающихся событий, осаживающий юношеский максимализм болью и кровью личных потерь.
Подростку (а, может, уже и юноше) приходится много раз выбирать, решая, кому довериться и как поступить, включая самый жестокий и безвозвратный шаг к чужой смерти.
Жизнь даёт немало поводов для размышлений, заставляя главного героя колебаться и разочаровываться, разубеждаться, признавая свои заблуждения, и идти на большие и малые компромиссы. Компромиссы осознанные, как, например то, чтобы разделить секрет со своей сестрой. Ведь она не только старшая сестра, но и медсестра тоже. И случайные – принять протянутую в полынью руку немецкого солдата – единственную надежду на спасение провалившегося под лед Михиля.
Сюжет фильма, следуя реалиям военного времени, избегает тенденциозности, находя в конфликтах личного свойства материал для обобщений, не умаляющих яркости персонажей и самой истории, которая становится близкой от неподдельной искренности Мартина Лэйкмейера, хотя этому вредит заметная выстроенность сценария под образ одного героя - яркий и живой, растущий и развивающийся, но явно запрограммированный авторами картины.
Чего точно не предполагали сценаристы, так это удивления от того, что роль сбитого лётчика досталась Джэми Кэмпбелл Бауэру - малоизвестному молодому актёру с модельной внешностью, кажущейся недопустимой для сурового театра военных действий. Однако исполнение роли исключает любые рассуждений о его неуместности.
Напротив, в определённый момент модельный опыт начинающего актёра играет на пользу всему фильму, когда, переодевшись, британский пилот предстает в гражданском костюме, строго, по военной привычке, одергивая полы ладно скроенного пиджака: шикарный вид молодого щёголя – лучший комплимент костюмерам (декораторы тоже молодцы), потратившим немало сил на создание атмосферы и быта давнего времени.
Это нечто большее, чем только история мужающегося подростка – короткая повесть о сопротивляющихся людях, сопротивляющихся часто, незаметно для своих близких. Не организованных, но верных своему убеждению, не снискавших громкой славы, но нашедших тихую смерть.
В этом фильме – сермяжная правда маленьких европейцев, без ложного пафоса воздающих должное скромному подвигу и личному мужеству простых людей.
Неожиданно, очень приличный фильм..